Российское общество все больше склоняется к современным европейским потребительским ценностям. Очередное подтверждение этой тенденции путь, по которому идет развитие ритейла в Санкт-Петербурге. Перемены в предпочтениях горожан побуждают ритейлеров осваивать все новые западные форматы.
К гипермаркетам петербуржцы уже привыкли, и бизнес перешел к торгово-развлекательным центрам (shopping mall) и торговым зонам, в которых сконцентрированы несколько крупных торговых объектов (гипермаркетов, торговых центров и т.п.). На подходе зоны, сочетающие гипермаркеты продовольственной сети и товаров DIY (do it yourself "сделай сам"). Причем спрос на все эти торговые форматы настолько велик, что ввод торговых площадей в Петербурге каждый год едва ли не удваивается.
Существенно, что все эти торговые форматы рассчитаны на средний класс. Однако при формировании своей социально-экономической политики петербургские власти до сих пор исходят из того, что город и его население бедны. Бурное развитие ритейла свидетельствует о том, что представления властей устарели. Петербург стремительно превращается в город среднего класса, и потребительские предпочтения именно этой категории населения скоро будут доминировать. Одновременно будут нарастать противоречия между ними и политикой городских властей.
Между тем сближению ценностей граждан практическими действиями власти все время что-то мешает. В случае с торговыми центрами препятствием является нецивилизованный порядок предоставления инвесторам земли под застройку. Вопреки современному здравому российскому законодательству порядок этот зачастую остается похож на феодальную раздачу наделов. В результате логика развития форматов ритейла в российских городах серьезно искажается. Например, центральные районы Петербурга по количеству торговых площадей далеки от европейских стандартов, а новые комплексы появляются на окраинах, к тому же вопреки экономической логике конкурирующие между собой ритейлеры вынуждены размещать свои объекты по соседству, ибо другой земли им просто не дают. А там, где им хотелось бы построить свой комплекс, где это нужно горожанам, возникают совсем другие объекты.
По сообщению газеты "Ведомости", о недопустимости распределения земли "по понятиям" заявил на днях первый вице-премьер правительства России Дмитрий Медведев. "В стране катастрофически не хватает жилья, а земля служит средством наживы для огромного количества служащих, возмутился Медведев. Это национальное позорище". По его словам, несмотря на обязательность аукционов и конкурсов при выдаче земельного участка, "есть случаи прямого уклонения муниципалитетов от процедуры". На самом деле ситуация еще хуже. Во-первых, инженерно подготовленную землю рядовой инвестор не может получить не только под жилье, но и под современные гипермаркеты, торговые зоны и т.п. в тех местах, где они необходимы. Во-вторых, аукционы и конкурсы не спасают от произвола: чиновники научились ими манипулировать в пользу "своих" компаний.
Считается, что развивать европейские форматы ритейла в центре Петербурга невозможно в силу отсутствия достаточных по размеру территорий под новую застройку. Однако это не так. Нам доподлинно известен случай, когда территорию ликвидирующегося трамвайного парка в одном из центральных районов было решено отдать под элитное жилье, хотя на нее претендовали и ритейлеры, которые, кстати, предлагали городу более выгодные условия. В этих кварталах наблюдается явная нехватка современных торговых и развлекательных зон, так что Смольный, декларирующий внедрение в городе европейских стандартов качества жизни, должен был бы ухватиться за представившуюся возможность... Однако, похоже, клановые интересы бюрократии возобладали.
"Мы, как лодочник, гребем в одну сторону, а смотрим в другую", еще в средние века заметил проницательный английский публицист Роберт Бертон. Если мы хотим, чтобы лодка двигалась в правильном направлении, командовать ее движением должен не гребец, а рулевой. Власти регионов должны учитывать темпы развития общества. Ситуация на рынке ритейла, как и другие подобные примеры, показывает, что в противном случае противоречия между властью и обществом будут нарастать.