Внешнее сходство
Александр Абдин, главный врач «Евромед Клиник»:
– В нашей клинике доля пациентов с полисами добровольного страхования составляет примерно 60%, но лишь около четверти из них застрахованы в отечественных страховых компаниях. Остальные – прибывшие в Россию иностранцы с полисами западных СК.
Сравнивая технологии западных и российских страховщиков, могу сказать, что они близки, но не идентичны. К примеру, и те и другие требуют согласовывать с ними лечебные манипуляции, только понятие о дороговизне различается кардинально. Российские страховщики настаивают на согласовании практически всех процедур, которые выходят за рамки очевидно необходимых для постановки диагноза. Это результат негативного опыта общения с клиниками, старающимися продать лишние услуги, а кроме того, некоторые страховщики ставят перед собой невыполнимую цель – чтобы и клиент обслуживался по высшему уровню, и деньги были сэкономлены.
Западные страховщики ждут звонка от врача лишь в тех случаях, когда речь идет о действительно дорогом лечении, скажем выполнении операции на сердце. С одной стороны, лояльное отношение западных страховщиков объясняется тем, что цены на услуги нашей клиники, которая на петербургском рынке входит в категорию элитных, на фоне европейских и американских цен выглядят как вполне средние. С другой стороны, зарубежный страховой рынок поделен много лет назад, конкуренция здесь высока и недовольство со стороны клиента для СК является очень мотивирующим фактором. Они не будут рисковать своей репутацией, не оставят клиента в беде в чужой стране, даже если в каком-то случае придется поступиться экономическими соображениями.
Несмотря на более либеральные требования, западные СК, по нашему опыту, после экспертизы отклоняют не больше 1,5% счетов. Процент отказов российских СК вдвое выше.
На разных языках
Надежда Алексеева, генеральный директор ЗАО «КардиоКлиника»:
– Одна из острейших проблем – профессиональный уровень экспертов СК, не соответствующий требованиям современной медицины. К примеру, к нам обращается пациент с жалобой на «перебои в сердце». Обязательное в таких случаях электрокардиографическое исследование (ЭКГ) показывает, что у человека пароксизм аритмии. Повторное ЭКГ демонстрирует, что вследствие проведенного лечения острый приступ купирован, но функции миокарда восстановлены не полностью. Врач назначает плановую терапию с последующими исследованиями. Эксперты неизменно задают вопрос: «Зачем трижды проводили ЭКГ?» С нашей точки зрения, верный ответ – чтобы полностью вылечить человека. С точки зрения СК – чтобы выставить лишние счета
Взаимопонимание отсутствует потому, что эксперты страховых компаний, как правило, – бывшие терапевты, не обладают достаточным медицинским опытом работы по узким специальностям. Но сегодня, чтобы быть современным квалифицированным кардиологом, надо после мединститута учиться еще пять.шесть лет, причем не только в нашей стране, но и в ведущих зарубежных клиниках. А затем несколько раз в год посещать мировые европейские и отечественные кардиологические конгрессы, регулярно штудировать литературу на иностранных языках, пользоваться Интернетом и т.д
Понятно, что эксперт СК, которому приходится проверять правильность лечения в самых разных областях, не может быть столь же квалифицирован, как узкий специалист. Да этого и не нужно. Выход в другом – в создании унифицированных «золотых» стандартов оказания медицинской помощи, которые давно существуют за рубежом. Думаю, не изобретая велосипед, можно принять их за основу. Тем более что многие частные клиники, в том числе наша, в своей практике опираются именно на западные стандарты.
Синергетический Эффект
Исполнительный директор Ассоциации клиник Санкт-Петербурга Сергей Ануфриев:
– Страховые компании и частные клиники довольно быстро поняли, что отношения между страховщиками и клиниками более эффективны при сотрудничестве, взаимной поддержке, доверии, преемственности ценностей, чем в атмосфере конкуренции и оппортунизма. Необходимо сосредоточить усилия не на перетягивании денег на себя, а на продвижении рынка частной медицины, делая его более цивилизованным и развитым, объясняя пациентам преимущества ДМС
Что дает страховщикам сотрудничество с частными клиниками? В них уже внедрена система сдерживания расходов по ДМС, опирающаяся не на сокращение объема услуг, а на оптимизацию процесса обследования и лечения. Оптимизация достигается как за счет применения наиболее эффективных технологий, так и благодаря внедрению практики семейного врача. Все это позволяет избежать назначения дорогостоящих и излишних диагностических исследований. Страховым компаниям и частным клиникам все чаще удается найти общий язык и согласовать стандарты лечения пациентов. Это дает возможность отказаться от трудоемкой процедуры согласования каждого врачебного назначения и перейти к реальному контролю качества лечения
Клиники также готовы оказывать содействие страховым компаниям в проведении актуарных расчетов, проводя предварительное обследование пациента и определяя ориентировочную стоимость его полиса. Клиника может взять на себя функции страхового брокера и помогать пациенту в выборе программы страхования, а также быть партнером в совместных маркетинговых и рекламных акциях
Страховые компании должны понимать, что только в союзе с медицинскими учреждениями они смогут освоить новый сегмент – сегмент индивидуальных страхователей, решивших купить полис ДМС. Времени на раздумье у страховщиков мало. После вступления России в ВТО этот рынок начнут осваивать иностранные страховщики.