Проявляя заботу о гражданах, наше государство в бюджетах разных уровней предусматривает субсидии по оплате услуг ЖКХ льготникам и малоимущим. В этой благостной картине есть, правда, одно темное пятно – низкая платежная дисциплина бюджетов. Обычно граждане этого не чувствуют, потому что на практике субсидии им не перечисляются – люди приходят в банк и платят положенную сумму квартплаты. Субсидии же за них получают обслуживающие организации. Вот эти-то организации вместе с производителями коммунальных услуг и оказываются «крайними» – не получая вовремя бюджетные средства, общие объемы которых сравнимы с платежами населения, они постоянно испытывают серьезные проблемы в своей хозяйственной деятельности.
Производители коммунальных услуг – монополисты, поэтому они решают свои проблемы относительно легко. Оказывая давление на ответственные за обслуживание домов организации угрозой отключения (тепла, воды, света, газа), они требуют оплаты своих услуг в первую очередь (впрочем, денег иногда не хватает даже им). В результате обслуживающие организации не могут вовремя платить зарплаты своим работникам (дворникам, сантехникам и т.п.), производить срочные ремонтные работы в домах и т.д.
До последнего времени жилые дома практически повсеместно обслуживались государственными или муниципальными организациями, так что острота проблемы по понятным причинам была несколько смягчена – им приказывали терпеть и не роптать, к тому же иногда власти находили возможность подбросить средств из какого-нибудь другого источника (например, областной бюджет покрывал неплатежи муниципального). Правда, во многих случаях финансовая дыра была настолько большой, что ее не удавалось закрыть, и тогда скорость ветшания жилых домов и инженерной инфраструктуры превышала скорость их восстановления (ремонта и модернизации). Итог всем известен – стремительная деградация жилищно-коммунальной инфраструктуры (впрочем, тут играют роль и другие причины – заведомое недофинансирование, воровство и т.д.).
По мере развития реформы ЖКХ, инициированной новым Жилищным кодексом, дома все чаще переходят в управление объединений собственников жилья (ОСЖ) – ТСЖ или старых ЖСК (раньше кооперативы, как правило, передавали эти функции муниципальным организациям, а теперь все чаще расторгают с ними договоры и забирают управление в свои руки). В тех регионах, где реформа идет достаточно быстро, например в Петербурге, проблема бюджетных неплатежей по субсидиям начинает затрагивать все большее число негосударственных организаций. Не обладая административным ресурсом, но, с другой стороны, будучи свободными от административного давления, ОСЖ испытывают наибольшие трудности. Но и их ропот становится все слышнее.
Как утверждает глава Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Санкт-Петербурга Марина Акимова, первый квартал 2006 года ознаменовался давно не виданным в Петербурге тотальным нарушением платежной дисциплины бюджета по социальным выплатам в ЖКХ – субсидии бюджет не перечислял вовсе. Любопытно, что общей участи не избежала даже привилегированная в политическом смысле компания «Питер Дуссманн». По словам пресс-атташе компании Генриха Кена, вопреки твердому обещанию администрации города ей не только не вернули долги за 2005 год (по данным на конец марта), но, как и всем, не перечисляли субсидии все три первых месяца 2006 года. В результате, по словам Акимовой, монополисты поставили многие дома «на картотеку» – первый шаг процедуры отключения. Не говоря уже о том, что члены правлений ОСЖ не получали зарплату, были нарушены планы работ по ремонту домов и благоустройству территорий.
В Жилищном комитете администрации Санкт-Петербурга (где признают наличие проблемы) казус объясняют тем, что в этом году решили изменить порядок предоставления субсидий. Старый порядок отменили еще в январе, но новый утвердили постановлением правительства Петербурга только 7 марта. Чиновничьи колеса крутятся медленно, так что лишь в конце марта, по словам сотрудников комитета, начались выплаты (впрочем, еще в первых числах апреля Акимова твердо говорила, что пока никому не платят, лишь за редкими исключениями, скорее всего – среди государственных Жилкомсервисов, которые тоже пострадали). Однако к этому времени финансовый кризис в ОСЖ достиг «предельно допустимой концентрации». Ассоциация направила письмо губернатору Петербурга Валентине Матвиенко, в котором говорилось, что руководители ОСЖ приняли решение выставлять жителям своих домов счета на полную оплату всех услуг, объяснив людям, что ОСЖ более не в состоянии обслуживать дома без денег и что жильцы должны требовать субсидий у правительства напрямую, вплоть до демонстраций и митингов.
Пока массовых волнений нет, но они могут начаться, когда дома будут реально отключены от водоснабжения или тепла. Но эффект эта история уже произвела – к недавней резолюции третьего съезда набирающей силу Ассоциации домкомов (ее возглавляет депутат питерского ЗакСа Сергей Андреев), призывающей петербуржцев не образовывать ТСЖ (из-за отказа властей ремонтировать дома), готова присоединиться и Ассоциация ЖСК, ЖК и ТСЖ. Авторитет этих ассоциаций весьма велик, так что их демарш вполне может затормозить реформу, что, несомненно, вызовет крайне негативный политический резонанс.
Впрочем, возможен и другой вариант. Лидеры обеих ассоциаций указывают выход: они призывают петербуржцев начать (через объединения – домкомы и ОСЖ) активную борьбу с властями за свои права. Весьма вероятно, что эти призывы будут услышаны и тогда суды захлестнет поток исков к администрации (число таких исков уже заметно растет), а в городе начнутся митинги и демонстрации, мощным стимулом которых станут предстоящее в июле повышение квартплаты и переход в августе на стопроцентную оплату услуг. Власти – и федеральные, и региональные – немало сделали для продвижения самой идеи передачи управления домами в руки собственников. Пропаганда (в сочетании с запредельным ротозейством жилищных служб) сработала – население, которое только ленивый не обвиняет в инертности, наконец зашевелилось. В крупных городах слово «тэсэжэ» у всех на устах. Не чудо ли? Интересы «верхов» и «низов» в кои-то веки пересеклись… Но, вместо того чтобы всячески содействовать развитию реформы ЖКХ, чиновники технологически торпедируют его, катализируя ненужный никому – ни им, ни объединениям собственников – конфликт.