16 мая стало для литовского политического истеблишмента «черным вторником»: вопреки страстным надеждам и немалым усилиям Еврокомиссия забраковала Литву на предмет вступления в еврозону с 1 января 2007 года. Экзамен выдержала только Словения, третий заявитель – Эстония, убедившись, что не проходит, благоразумно сошла с дистанции.
В официальном сообщении Еврокомиссии говорится о том, что Литва выдержала маастрихстские нормативы по всем показателям, за исключением одного – при нормативе 2,6% инфляция составила 2,7%, то есть превысила среднее значение за 12 месяцев на 0,1 пункта. Отмечается, что на повышение инфляции повлиял рост цен на энергоресурсы и стоимость рабочей силы. Литовская сторона возражала против того, что при подсчете норматива инфляции (а он выводится как среднее арифметическое по трем странам ЕС с наименьшей инфляцией) использовались данные двух стран – Швеции и Польши, которые не входят в еврозону. На что комиссар ЕС по экономике и денежным вопросам Хоакам Алмуниа ответил, что, по условиям учредительного договора, берутся в расчет все страны.
Литовские эксперты не драматизируют события, хотя минусы, безусловно, есть. По мнению главы департамента экономики и финансов Конфедерации промышленников Литвы Марюса Бусилы, минус в том, что утрачено преимущество, которое временно могло бы повысить конкурентоспособность Литвы по сравнению с соседями, – евро как гарант финансовой стабильности способствовал бы привлечению инвестиций. Кроме того, бизнес страны, в которой 65% торгового сектора приходится на страны ЕС, получил бы немалую экономию на конвертации валюты. По-своему может отреагировать и рынок недвижимости. Дело в том, что на нем господствует убеждение, будто цены с введением евро вырастут. Поэтому многие собственники земельных участков, возможно, отложат продажи.