Деньги – в море

29 мая 2006, 00:00
  Северо-Запад

Крупнейший в России судостроительный комплекс ФГУП «ПО „Севмаш“», строящий в Северодвинске атомные подводные лодки для Военно-морского флота, выиграл закрытый конкурс концерна «Росэнергоатом» на сооружение энергоблока для первой в мире плавучей атомной электростанции малой мощности. В пресс-службе концерна заявили, что серию таких станций в перспективе планируется продать в страны Юго-Восточной Азии, а также использовать их для энергоснабжения удаленных территорий России.

Между тем техническо-экономическое обоснование проекта уже много лет вызывает сомнения специалистов. «Превращать атомную станцию в корабль очень дорого, – говорит Эрнест Петров, председатель правления Санкт-Петербургского ядерного общества, главный конструктор ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова. – Необходимо учесть регулярный ремонт такого судна в доке, высокую стоимость его проводки в северных льдах с помощью ледоколов, проблему хранения и замены топлива для атомной установки, наконец высокую заработную плату обслуживающего станцию персонала, которому придется на время превратиться в матросов. Если же добавить к этому необходимость соответствовать стандартам безопасности МАГАТЭ, например обеспечить защиту станции от потенциальной атаки с самолета или от стихийных бедствий, то весь проект оказывается попросту неконкурентоспособным. Есть гораздо более экономичные решения. Например, строительство той же атомной станции в подземном укрытии на берегу, при использовании понтона лишь для транспортировки и установки, позволило бы сделать проект привлекательным для широкого рынка».