«Ил-114» – в серию

Русский бизнес
Москва, 05.06.2006
«Эксперт Северо-Запад» №21 (274)
Политическая конъюнктура, похоже, помогла сдвинуть с мертвой точки процесс развития российской авиационной промышленности

Петербургское ЗАО «Техноспецсталь Инжиниринг» (входит в группу компаний «Техноспецсталь-Инжиниринг», специализирующуюся на поставках горно-рудного и строительного оборудования) подписало с Ташкентским авиационно-производственным объединением имени Чкалова (Узбекистан) контракт на сумму 300 млн долларов на поставку 30 самолетов «Ил-114» (самолет для местных авиалиний, рассчитанный на 64 пассажира) до 2008 года.

Разработка «Ил-114» началась еще в середине 1980-х, однако сертифицирован он был лишь в 1997 году, а в серийное производство его так и не запустили. Как сообщил корреспонденту «Эксперта С-З» генеральный директор «Техноспецсталь Инжиниринг» Виталий Кисличенко, ОАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» завершает модификацию «Ил-114» и к концу 2006 года должен быть построен первый образец. «Техноспецсталь Инжиниринг» поставит объединению им. Чкалова до 75% комплектующих, которые будут изготавливать петербургские предприятия (ОАО «2ВНИИРА-Навигатор», ОАО «ВНИИРА-ОВД», ОАО «Контур-НИИРС», ОАО «НПО „Прибор“», ОАО «Техприбор» и другие). Самолет оснастят новыми бортовыми системами и усовершенствованными двигателями ТВ7-117СМ петербургского ФГУП «Завод им. В.Я. Климова».

Построенные самолеты «Техноспецсталь Инжиниринг» планирует сдавать в лизинг российским компаниям, таким как «Авиапредприятие „Северсталь“», авиакомпания правительства Москвы «Атлант-Союз», авиакомпания «Пассажирские перевозки» (филиал группы компаний «Волга-Днепр»). Как сообщил Вячеслав Бадахов, генеральный директор ЗАО «Техноспецсталь Лизинг» (также входит в группу), для организации лизинга планируется привлечь его компанию («Техноспецсталь Лизинг» сейчас сдает выборгской авиакомпании два «Ил-114» старой модели), а также другие предприятия, например московскую Финансовую лизинговую компанию. Для первой части выплат по контракту будут потрачены средства самого ЗАО «Техноспецсталь Инжиниринг», а также лизинговых предприятий. Кроме того, кредитные средства предоставит Сбербанк России, а российские заказчики внесут авансовые платежи.

Большая политика

Заказ призван начать процесс массовой замены самолетов средней дальности «Як-40» и «Ан-24», выводимых из эксплуатации по причине выработки ресурса. По оценкам экспертов, через три года будет списана почти половина нынешнего авиапарка. За это время разработчики и производители «Ил-114» как раз успеют завершить подготовку нового самолета к массовому производству, наладить которое ташкентский завод сумеет без труда (он способен выпускать около 250 подобных самолетов в год, так что 30 изготовит месяца за полтора).

Вообще говоря, проблему обновления парка можно было решить гораздо проще – закупить уже запущенные в серийное производство «Ан-140», которые, по мнению некоторых специалистов, не хуже «Ил-114». Однако «Ан-140», выпускаемый харьковским авиазаводом, – украинский самолет. И с учетом нынешних непростых украинско-российских отношений с большой вероятностью можно утверждать, что решение запустить в серию «Ил-114» имеет в том числе и политическую подоплеку. Впрочем, по имеющейся информации, этот контракт знаменует начало давно запланированного на конец 2006 года создания Объединенной авиастроительной компании (ОАК), в которую войдут все основные российские производители и разработчики самолетов (планеров, двигателей, авионики).

Без трудностей вряд ли обойдется: например, самарское АО «Авиационный завод „Авиакор“», которое, несомненно, должно войти в ОАК, активно участвует в производстве «чуждого» «Ан-140» и еще в 2003 году зарегистрировало с харьковским авиазаводом совместное предприятие по продвижению самолетов «Ан-140» на российский рынок. Как бы то ни было, запуск серийного производства «Ил-114» и, шире, начало возрождения российского авиапрома можно только приветствовать. Даже если для этого понадобилось возникновение политической конъюнктуры.

Аэропорт для частника

Одновременно со строительством самолетов группа компаний «Техноспецсталь-Инжиниринг» планирует построить аэропорт для малой авиации в Пушкине под Петербургом. Аэропорт расположится на территории военного аэродрома. Договор, подписанный с 6-й армией ВВС и ПВО, предусматривает аренду земельного участка инвестором в течение 49 лет. В строительство планируется вложить 50 млн долларов, которые пойдут на реконструкцию взлетно-посадочной полосы, строительство аэровокзала и стоянки для воздушных судов. «Техноспецсталь-Инжиниринг» рассчитывает вернуть вложения за 7-10 лет. Управляет проектом дочерняя структура группы – ЗАО «Аэропорт „Пушкин“».

Стимул к строительству аэропорта – рост спроса на услуги для частной авиации в России. По словам генерального директора ЗАО Анатолия Мясникова, в собственности российских компаний сегодня находится порядка 4 тыс. самолетов, что уже вдвое превышает совокупный парк воздушных судов российских авиакомпаний, совершающих регулярные пассажирские перевозки. Между тем сервис для частной авиации развит гораздо хуже, чем для регулярных перевозок. Главный дефицит составляют именно аэропортовые услуги.

Частные самолеты и станут основной «целевой группой» нового аэропорта. Помимо этого есть вероятность, что будущим аэропортом воспользуются небольшие авиакомпании, осуществляющие региональные перевозки. Впрочем, заметил Анатолий Мясников, никаких договоренностей с авиакомпаниями не будет, пока проект не пройдет все стадии согласования и утверждения в государственных структурах. В конце июня – начале июля 2006 года должно выйти постановление правительства РФ об изменении статуса аэродрома.

Хотя эти согласования вряд ли будут простыми, главное уже пройдено – Министерство обороны поддерживает проект. Лояльность МО обусловлена тем, что в настоящее время около 200 военных аэродромов не используются, однако министерство вынуждено нести расходы по их содержанию. Руководство ВВС сейчас активно пытается сдать их в аренду, так что инициатива «Техноспецсталь-Инжиниринг» пришлась как нельзя кстати.

После всех согласований ЗАО «Аэропорт „Пушкин“» окончательно определит источник инвестиций и проведет тендер на постройку аэропорта. Возможно, какую-то долю инвестиций (не более 10%) удастся получить от государства. Но, как говорит Анатолий Мясников, государственное финансовое участие не обязательно: инвесторов и так хватает.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама