Незамеченная революция

26 июня 2006, 00:00
  Северо-Запад

Редакционная статья

Помимо прочих перемен в правилах игры на телекоммуникационном рынке 1 июля появится одно принципиальное новшество – оплата местных звонков с обычных (стационарных) телефонов в зависимости от длительности разговора. В переводе на человеческий язык это значит, что в России вводится «повременка».

О необходимости введения такой системы, существующей в большинстве развитых стран, заинтересованные чиновники и предприниматели говорили на протяжении последних 10 лет, несколько раз ее даже чуть было не ввели (этому помешали бурные протесты общественности). И вот наконец случилось. Сделан только первый шаг – «повременка» вводится лишь для звонков на мобильные телефоны, звонить с одного стационарного телефона на другой россияне пока по-прежнему будут за абонентскую плату. Но рубикон перейден – на всех АТС устанавливается оборудование для учета длительности звонков и их тарификации. А это значит, что следующие шаги по расширению практики повременной оплаты звонков с обычных телефонов можно будет делать без всякого труда. Таким образом, в сфере стационарной телефонной связи в России произошла революция. Но ее никто не заметил. И вот это – самое интересное.

Сейчас СМИ активно обсуждают совершенно другие темы – как новшества повлияют на тарифы сотовых операторов и на стоимость выхода в Интернет. Случись нынешняя реформа лет пять-шесть назад, главной темой дискуссий были бы защита абонентов стационарной связи от несанкционированных подключений, социальная защита престарелых граждан, для которых телефон – основное средство коммуникации, и т.д. и т.п. Именно из-за неспособности проводных операторов предложить обществу удовлетворительный ответ на эти вопросы как раз и не удалось ввести «повременку» в 1990-х годах. Сейчас же эти вопросы, кажется, никого уже не интересуют, хотя проводные операторы ничего нового так и не изобрели. Но с тех пор радикально изменился образ жизни россиян – важнейшим средством коммуникаций стал мобильный телефон (в Петербурге количество проданных SIM-карт уже превысило численность населения; даже в масштабах России уровень проникновения сотовой связи уже составляет порядка 80%). А для мобильной связи проблемы перехода на «повременку», понятное дело, не существует.

Нынешняя история с «повременкой» выводит на чрезвычайно важную для России проблему – своевременности реформ. Как известно, многие объективно необходимые стране реформы не идут именно из-за их несвоевременности – к ним не готовы ни население, ни государство, ни бизнес. Существует точка зрения, что если реформа несомненно нужна, но общество ее не принимает, то власти должны применить силу. Однако не только мировой, но и наш, российский опыт показывает крайне низкую эффективность такого пути – издержки весьма высоки, а результаты ничтожны. Поэтому гораздо более разумной представляется другая политика – не отказ от реформ вовсе, а изменение тактики их осуществления. Если в лоб не удается, надо зайти с другой стороны. В ситуации с «повременкой» такая тактика показала свою эффективность.

В конце 1990-х основной акцент в развитии телефонной связи в России был сделан на сотовую связь. Причем внедряли ее не государственные монополисты, а частные компании, что способствовало стремительному прогрессу как в качестве, так и в стоимости. В результате мобильный телефон стал таким же привычным аксессуаром повседневной жизни, как зубная щетка. И необходимость платить в зависимости от времени разговора никого не пугает – это принимается людьми как само собой разумеющееся. В такой ситуации введение «повременки» в стационарной телефонии может вообще пройти незамеченным.

Было бы замечательно распространить этот опыт и на другие российские реформы, например на реформу ЖКХ, которая идет с таким скрипом по причинам, вполне сходным с теми, что препятствовали введению «повременки» в 1990-х годах. Может, властям и в этом случае надо поступить так же – дать развиться какой-нибудь мировой тенденции в жилищной сфере, которая впоследствии просто отменит нынешние проблемы с самоорганизацией граждан и налаживанием управления своими домами.