Одминистрация Санкт-Петербурга фактически отказывается решать одну из приоритетных городских задач – выводить промышленность из центра на окраины. Со стороны кажется, что чиновники развили бурную деятельность, но если приглядеться, то становится очевидно – это не более чем бег на месте.
В свое время руководители экономического блока администрации назвали основные инструменты стимулирования вывода промышленности – установление ставок аренды земли на 20-30% выше налога и строительство промышленных зон на окраинах. По замыслу чиновников, дорогая аренда должна была побуждать промышленников приватизировать землю под своими предприятиями, продавать ее инвесторам под офисно-деловую или жилищную застройку, а на вырученные средства перевозить предприятия в новые промзоны.
На словах все выглядело убедительно, однако на практике ничего из этого не вышло. И не потому, что промышленники не захотели переезжать и промзоны остались невостребованными, – многие бизнесмены готовы переместить свои предприятия, еще больше тех, кто хочет создать на территориях промзон новые производства. И те и другие засыпали заявками профильное Городское агентство по промышленным инвестициям. Но практически все заявки (96%) пока остаются не удовлетворены. И причина проста – обещанных промзон не существует. Как нет на практике и никакого стимулирования вывода промышленности. Ставки аренды земли для многих промышленных территорий по-прежнему ниже налога, поэтому прозябающие питерские предприятия (а таких в городе большинство) продолжают существование за счет сдачи в аренду своих помещений, – фактически это субаренда городской земли, достающейся промышленникам по дешевке. Неважно, почему власти так себя ведут: то ли они оказались совершенно недееспособными, то ли процесс затормозило лобби промышленников-аутсайдеров, не желающих лишаться дешевой аренды, то ли имеет место третий вариант – все силы и средства брошены на реализацию амбициозных стратегических проектов и ни на что другое властных ресурсов (финансовых, кадровых, временных) уже не хватает. Важен результат.
Последствия такой политики неоднозначны. С одной стороны, мы все еще долго будем терпеть промышленность в центре, а застройщики – мучиться с поиском пятен для размещения объектов, гораздо более необходимых бизнесу и горожанам, чем продолжающий занимать дефицитные земли «промышленный шанхай». С другой стороны, мы все – и простые горожане, и предприниматели – избавляемся от очередной иллюзии. Постоянно критикуя региональную власть за ее низкую эффективность, мы каждый раз, когда у нас возникает та или иная проблема, в глубине души рассчитываем, что хотя бы вот эту конкретную проблему власть решит. Между тем давно пора осознать, что при нынешнем уровне административной культуры ни одну более или менее сложную задачу власть решить не способна. Имеет смысл требовать от нее исполнения лишь минимального набора прямых государственных функций, которые по естественным причинам больше никому поручить нельзя. Все остальное общество должно взять на себя.
Если застройщикам нужна земля, пусть сами ее добывают (у запасшихся во времена губернатора Яковлева спекулянтов, у промышленных предприятий, у ГУПов и т.п.) и не рассчитывают на официальные предложения от города. Если предприятие хочет переехать, ему не в КЭРППиТ надо идти, а искать частных партнеров, готовых купить землю в центре и продать участок на окраине и т.д. Вот этот путь на самом деле эффективен.
Пребывая в иллюзии, что все вокруг по-прежнему принадлежит государству и от него зависит решение всех наших проблем, мы не замечаем, что действительность обновилась. Можно вполне обойтись без льгот на перенос предприятия: его оплатят желающие получить пятна в центре. И государственных промзон, по большому счету, никаких не нужно: земли на окраинах, оказывается, скуплены частниками в гораздо больших масштабах, чем можно было предположить (именно по этой причине Смольный и РАО «РЖД» вынужденно отказались от намерения перенести «Московскую-Товарную» сначала в Шушары, потом в Металлострой и сейчас ищут третий вариант).