Максим Соколов: «Дорогу осилит идущий»

21 августа 2006, 00:00
  Северо-Запад

Насколько город заинтересован в появлении особой экономической зоны туристско-рекреационного типа? Выгодно ли это Петербургу? Готов ли он внести свой вклад в развитие туризма? На эти и другие вопросы отвечает председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации Санкт-Петербурга Максим Соколов.

– Как вы относитесь к идее создания туристско-рекреационной зоны в Санкт-Петербурге?

– Вообще-то наш город не так давно приступил к реализации Программы развития Санкт-Петербурга как туристического центра, в перечне мероприятий которой создание туристско-рекреационных особых экономических зон отдельно не выделено. Тем не менее комитет решил уделить ему внимание, в первую очередь потому, что некоторые районы и представители турбизнеса города проявили к нему большой интерес.

– Складывается ощущение, что вам не совсем по душе эта идея... Не так ли?

– Почему же? Особые зоны – очень неплохой инструмент формирования «точек роста», и их значимость в этом плане не вызывает никаких сомнений. Сам их механизм как нельзя лучше отвечает тем критериям, которые инвесторы предъявляют к выбранным объектам. ОЭЗ – это и значительный объем предоставляемых льгот, и наличие инженерной и транспортной инфраструктуры, и снижение административных барьеров, и гарантии надежности ведения бизнеса на этой территории. Само понятие и расположение туристско-рекреационной зоны шире, она не так жестко ограничена и ее целевое использование гораздо вариативней по сравнению с другими типами ОЭЗ.

Однако вместе с этим нужно учитывать тот факт, что управление такой территорией передается акционерному обществу, 100% акций которого принадлежит Федеральному агентству по управлению ОЭЗ. И город в результате теряет контроль над распоряжением и управлением имуществом. Ведь, согласно поправкам к Налоговому кодексу, с 1 января 2007 года резиденты ОЭЗ туристско-рекреационного типа освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога. Это во-первых, а во-вторых – от Санкт-Петербурга требуется, чтобы он вложил довольно значительные средства в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры. Так как, согласно опыту существующих ОЭЗ, обычно вклад регионов и Федерального агентства составляет 50х50%.

– Понятно. Значит, нужны какие-то особые условия, чтобы проект создания туристской ОЭЗ у нас состоялся?

– В первую очередь это касается выбора земельного участка под ОЭЗ. Нужно, чтобы отводимые территории были либо объектами федерального значения, либо Санкт-Петербург должен согласовывать все решения, относящиеся к развитию этих участков с федеральными органами. Также важно, чтобы туристская зона была расположена в основном в тех местах, где вся инфраструктура – инженерная, социальная и прочие – развита слабо или вообще не развита. Еще одно, на мой взгляд, обязательное условие – чтобы в этой зоне или в непосредственной близости от нее находились так называемые центры притяжения туристов – известные музеи, центры развлечений и т.д. Ну и, конечно, все должно подчиняться ранее принятым программам и концепциям развития инженерной и транспортной инфраструктуры этих участков. Ведь они финансируются за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

– И всем этим условиям соответствует проект Царскосельской зоны?

– «Царскосельская» – достаточно условное название, в данном случае правительство города только формирует свою позицию по отношению к этому проекту.

– В чем, на ваш взгляд, основные преимущества и достоинства питерского проекта? Ведь у него конкурентов – половина России...

– Они тесно связаны с петербургским туристским рынком. Наш рынок – самый большой в стране по объему туристов, мы принимаем примерно 3,5 млн человек в год – больше, чем в Москве. И поэтому принятие решения о создании туристско-рекреационной зоны вокруг Санкт-Петербурга предполагает, что турпоток может быть направлен на объекты, которые войдут в ОЭЗ. То есть это уже не просто идея привезти туристов в красивое место, каким, безусловно, является Байкал, Хакасия или Валдай, но перераспределение и структурирование потока, который и так направлен в Санкт-Петербург, и туристам надо проехать всего лишь несколько километров, чтобы посетить другие интересные объекты вне города.

– На данный момент проведена ли экспертная оценка экономических выгод от реализации этого проекта?

– Нет, сначала губернатор Санкт-Петербурга должна принять принципиальное решение, а затем начнется дорогостоящая проработка деталей. Привлечение международных консультантов, определение границ и конкретных объектов, сама процедура подачи заявки в Минэкономразвития – все это потребует серьезных бюджетных ассигнований.

– А как обстоит дело с инвесторами?

– Пушкинский район предлагал ряд инвесторов, Кронштадтский – нет. И предметно по этому вопросу пока сказать ничего нельзя, но по крайней мере некоторые бизнес-структуры уже участвовали в нашем обсуждении проекта. Пока можно говорить лишь о потенциальном интересе бизнеса к ОЭЗ.

– Насколько я понимаю, об участии в конкурсе в этом году речь не идет?

– Нет, конечно! В этом году даже не предусмотрено выделение денег на консультантов, которых необходимо привлечь для составления заявки. Хорошо, если бы мы смогли сделать это в следующем году, в случае принятия губернатором положительного решения. А вообще – дорогу осилит идущий!  

Беседовала Ольга Воронцова