Трансформация гигантов

Спецвыпуск
Москва, 28.08.2006
«Эксперт Северо-Запад» №31 (284)
Машиностроительные и судостроительные предприятия в Петербурге начинают процесс создания компактных эффективных производств. Это поможет им стать конкурентоспособными на мировых рынках

В последнее время сложились условия для создания компактных эффективных производств (КЭП) в машиностроении и судостроении. Несколько крупных промышленных компаний Петербурга начинают реализовывать проекты радикальной реструктуризации своих производств, включая перенос на новые площадки нынешних мощностей с одновременной модернизацией (избавлением от устаревшего оборудования и закупкой современного) и оптимизацией используемых под производство территорий, как правило, в сторону значительного сокращения. Освобождающиеся земельные участки, зачастую расположенные в очень привлекательных местах (с точки зрения рынка недвижимости) в центральных районах города, планируют использовать под офисно-деловую и жилищную застройку.

Так, например, владельцы Невского завода (крупнейшего российского производителя газоперекачивающих станций) собираются за три года провести полную реструктуризацию предприятия и создать КЭП. «Вся процедура, а это и высвобождение площадей, и переезд сотрудников и целых цехов, и слияние подразделений или создание новых, и реструктуризация завода, и инвестиции в наем и обучение персонала, потребует 50-70 млн евро», – говорит Тимофей Сумин, первый заместитель генерального директора ОАО «Невский завод». Избыточные площади (земля и помещения) завода, которые не будут заняты под КЭП, планируют продать или сдать в аренду под девелоперские проекты.

Фонд венчурных инвестиций «Невский Кэпитал Партнерс» (совместный проект банка «КИТ Финанс» и ПО «Ленстройматериалы»), новый владелец судостроительной фирмы «Алмаз», также заявляет о сокращении промышленных площадей до небольшой современной верфи. Детали проекта пока не раскрываются, однако, по информации эксперта компании Advanced Research Екатерины Речицкой, один из владельцев фонда, компания «Ленстройматериалы», в ближайшее время приобретет производственную площадку, куда будут переведены мощности «Алмаза». «До 2010 года предприятие примерно на 80% будет загружено оборонными заказами, поэтому остановка производства невозможна. На период перевода предприятия предполагается привлечь для выполнения заказов ОАО «Морской завод „Алмаз“» (этот завод расположен по соседству с фирмой „Алмаз“, и до 1997 года они были единой структурой)», – говорит Екатерина Речицкая.

Впрочем, по мнению аналитиков, идея создания компактного производства подходит не всем. «Для смены технологии у компании прежде всего должны быть перспективы на рынке, а также другие необходимые условия, – говорит Екатерина Речицкая. – Компактность – не самоцель. Весьма вероятно, что необходимость повысить качество продукции, увеличить долю на растущем рынке важнее, чем уплотнение. Главное – чтобы прибыль предприятия в расчете на 1 кв. м занимаемой территории окупала его стоимость».

Крупнейшие проекты

Наиболее крупные проекты по созданию КЭП в Петербурге могут реализовать «Силовые машины» (СМ), выпускающие оборудование для энергетики, и Объединенная промышленная корпорация (ОПК), контролирующая два крупных судостроительных завода – Балтийский завод (БЗ) и «Северную верфь» (СВ).

«Силовые машины» намерены перенести основные мощности трех своих энергомашиностроительных предприятий – «Электросилы», Ленинградского металлического завода (ЛМЗ) и Завода турбинных лопаток – на принадлежащую ЛМЗ еще с советских времен площадку в Ново-Девяткино с целью централизовать производство в едином комплексе. Проект предусматривает сохранение производственного процесса в период переезда. По словам генерального директора «Силовых машин» Игоря Клочко, основной объем инвестиций будет направлен в развитие загородной площадки, что позволит постепенно разгружать мощности на старых территориях. Ввод нового оборудования на загородной площадке стартует не ранее 2008 года, после чего начнется освобождение старых мощностей.

Несколько вариантов реструктуризации Балтийского завода и «Северной верфи» сегодня рассматривает ОПК. Один из них предполагает создание на территории СВ нового компактного предприятия, которое сможет выполнять производственные программы обоих нынешних заводов. В будущем, после того как государство определится с политикой в отношении судостроительной отрасли (о необходимости срочно ее реформировать все говорят уже давно), на СВ могут уйти «надводные» заказы ФГУП «Адмиралтейские верфи». Освобождающимся площадям в центре города несложно будет найти более эффективное применение.

На новый уровень

Перечень предприятий, подошедших к трансформации в КЭП, можно продолжить. Однако пока нет ни одного примера успешной реализации этой идеи. Как утверждает генеральный директор исследовательско-консультационной фирмы «Альт» Александр Печерский, ни одному крупному российскому машиностроительному предприятию пока не удалось довести до логического конца проект реструктуризации путем создания компактного эффективного производства, то есть организационно локализовать мощности, реструктурировать с выделением непрофильных активов и полностью перевооружить. (Заметим, что в других секторах промышленности существуют примеры успешной реализации этой идеи, например Первая мебельная фабрика в Петербурге.) «Для того чтобы такие предприятия начали появляться, необходим ряд предпосылок, нужно время, деньги, а также специалисты, умеющие их создавать», – говорит Печерский.

Создание компактных эффективных производств позволит машиностроителям повысить конкурентоспособность своей продукции. Однако обновление технологии существенно увеличивает время локализации мощностей

Создание КЭП позволит отечественным машиностроителям повысить конкурентоспособность своей продукции. Так, в концепции инвестиционного проекта «Оптимизация производственных мощностей и создание в Санкт-Петербурге современного судостроительного комплекса для производства морских судов водоизмещением до 80 тыс. тонн» (на территории «Северной верфи») утверждается, что суперверфь сможет выпускать продукцию на уровне, не уступающем лучшим европейским верфям. По расчетам разработчиков концепции – ФГУП «ЦНИИ Технологии судостроения», на новом компактном, прямоточном предприятии с минимизированными по времени технологическими потоками суда и корабли можно будет спускать со стапелей вдвое быстрее, а трудоемкость работ снизится в три раза. Правда, как утверждают специалисты, обновление технологии существенно увеличивает время переезда. Так, расчетное время слияния БЗ и СФ составляет порядка пяти лет.

От выживания к развитию

В 1990-х годах говорить о возможности создания КЭП в России просто не имело смысла. Перед машиностроителями в условиях катастрофического сокращения заказов на внутреннем рынке стоял вопрос элементарного выживания в рыночных условиях, а не развития. Внешний рынок для многих предприятий оказался закрыт из-за низкой конкурентоспособности отечественной продукции и отсутствия элементарного опыта самостоятельного продвижения продукта за границей.

Когда задача выживания была в целом решена и настало время для реструктуризации в соответствии с требованиями современной экономики, российскому машиностроению пришлось в первую очередь заняться решением специфических проблем, коренившихся в советском прошлом. Первая – проблема «натурального хозяйства» (основанного на принципе «все – от литья до сборки конечного продукта – делаем сами»). Эта система, сохранившаяся на российских предприятиях с советских времен, оказалась совершенно неконкурентоспособной в рыночных условиях. Западные компании еще с начала 1960-х годов начали активный переход на субконтрактинг, то есть передавали часть производства сторонним фирмам. Преимущества этого метода – уменьшение накладных расходов и мобильность реагирования на изменения рыночной конъюнктуры. Однако, как утверждают директора заводов, внедрить такую систему в России оказалось непросто. «Проблема в том, что у нас нет отдельных предприятий, способных участвовать в субконтрактинге. Все субконтрактинговые объединения, которые создавались в Петербурге для формирования базы клиентов и поставщиков, опирались на те же крупные машиностроительные заводы, обладающие нужными цехами и технологиями. Но приоритет цеха – нужды собственного завода, для него любые сторонние заказы второстепенны, – говорит генеральный директор ОАО «Машиностроительный завод „Арсенал“» Сергей Королев. – Это всеобщая проблема. И в рамках существующих машиностроительных предприятий ее не решить. Требуется создание принципиально новых компаний, не связанных с материнской, которые будут построены по рыночному принципу».

Другой проблемой были огромные объемы недвижимости – земли, производственных и складских помещений и т.д., оказавшиеся в распоряжении машиностроителей в 1990-годы, после распада СССР и обвального сокращения объемов производства (особенно в ВПК). Далеко не для всех этот, казалось бы, очевидный козырь стал источником дохода. Те, кто смог своевременно и грамотно распорядится своим имуществом (реконструировать под непроизводственные цели, продать, сдать в аренду), смогли неплохо заработать и направить прибыль от недвижимости на развитие производства. Но руководители, показавшие себя неважными девелоперами, вынуждены были содержать простаивающие корпуса, платить налоги, арендные отчисления, коммунальные расходы и т.д. за счет выручки от основного производства. Многим из них такая дополнительная нагрузка оказалась не по силам, и они разорились. Умение распорядиться землей стало своеобразным «тестом на выживание» машиностроителей в условиях рынка.

Разными путями

К созданию КЭП машиностроители идут разными путями. Одни сначала сжимают существующее производство, а уже потом модернизируют. Другие поступают наоборот. Некоторые компании применяют комбинированный подход – частично сжимают и модернизируют производство и затем начинают радикальную реструктуризацию.

Примером первого подхода может служить ОАО «ЛОМО», практически завершившее перевод своих производственных активов с нескольких городских площадок на одну. Однако для инвестирования в модернизацию технологических линий у собственников предприятия серьезных ресурсов пока не нашлось. Вторым путем пошел Балтийский завод. За последние несколько лет на нем проведена реконструкция части производств для серийного строительства судов. «Силовые машины» в течение пяти лет частично обновляли оборудование на энергомашиностроительных предприятиях и концентрировали производство на меньших площадях. Эти меры, безусловно, упростят собственникам создание КЭП.

Создание КЭП позволяет попутно решать неподъемные для властей Петербурга задачи. Одна из них связана с дефицитом кадров в промышленности, другая – с выводом промпредприятий на окраины

По мнению Александра Печерского, в Петербурге и области в реализации идеи КЭП наиболее продвинулось ОАО «Ижорские заводы» (ИЗ), входящее в Объединенные машиностроительные заводы (ОМЗ). «За счет жесткой реструктуризации ИЗ избавились от обременений, начиная с раздутого штата и заканчивая избыточным производством. Там, где это было возможно, выпуск продукции отдавался сторонним исполнителям на субконтрактинг, где это не удалось, выделили производства в отдельные единицы, которые либо работают внутри компании, либо проданы на сторону».

Условия созрели

Замруководителя отдела оценки недвижимости Института проблем предпринимательства (ИПП) Виталий Бирюков уверен, что к настоящему моменту возникла целая совокупность предпосылок для того, чтобы пережившие тяжелые постперестроечные времена промышленные предприятия сделали следующий шаг в своем развитии – стали создавать КЭП. Во-первых, появилась политическая стабильность в стране. Это снизило риски ведения бизнеса, что в конечном итоге привлекло стратегических инвесторов в промышленность. Во-вторых, общеэкономический рост привел к увеличению заказов на машиностроительную продукцию, а это позволяет производственникам аккумулировать прибыль на дальнейшее развитие. В-третьих, невысокие риски и высокая доходность рынка недвижимости вызвала количественный и качественный рост его игроков. Это в конечном итоге дает возможность промышленникам получать значительные средства от реализации излишков земли, образующихся в процессе создания КЭП, и направлять их в том числе на финансирование самих этих проектов.

Между тем любое КЭП является настолько дорогостоящей затеей, что реализовать ее без привлечения заемных средств невозможно. С укреплением отечественного банковского сектора растет доступность кредитов (снижаются кредитные ставки и увеличиваются сроки кредитования). Кроме того, предприятия получили возможность привлечь деньги за счет размещения ценных бумаг на биржах. Это четвертая предпосылка.

Немаловажно, что у машиностроителей в этом году появилась возможность беспошлинного ввоза технологического оборудования западного производства, не выпускающегося в России. По оценке правительства, с отменой 5-10% пошлин бюджет потеряет 500 млн долларов, однако такой шаг даст возможность модернизировать отечественные предприятия.

И, наконец, устоявшийся круг собственников большинства машиностроительных предприятий позволяет смотреть на перспективу, а не жить одним днем. «Как только вы получаете предприятие с эффективной структурой собственников, готовых действовать на результат, все эти предпосылки начинают работать», – резюмирует Виталий Бирюков.

Бизнес решает проблемы города

Создание КЭП позволяет собственникам заводов попутно решать неподъемные для властей города задачи. Одна из них связана с дефицитом кадров в промышленности, другая – с выводом промышленных предприятий из центра Петербурга на окраины.

По данным Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Санкт-Петербурга, недостаток квалифицированных рабочих кадров последние годы становится главным фактором, сдерживающим развитие экономики города. Так, на рынке труда предложение специалистов с начальным профессиональным образованием в 6,7 раза ниже потребности, со средним профессиональным образованием – в 1,7 раза ниже. Этот дефицит имеет место в группах специальностей, относящихся к металлургии, машиностроению и металлообработке, энергетике, сфере обслуживания. Чем больше машиностроительных заводов будет трансформироваться в КЭП, тем больше будет высвобождаться специалистов, способных уменьшить дефицит на городском рынке труда.

Сокращение персонала в процессе создания КЭП – вещь совершенно неизбежная. Большинство российских предприятий машиностроительной отрасли работает менее эффективно, чем западные аналогичные производства. По такому общепринятому в мире показателю, как выработка на одного работника (отношение выручки к численности персонала), проигрыш может быть весьма существенным, например до 10 раз при выпуске продукции для большой энергетики. За счет внедрения нового оборудования, новых технологий, в том числе информационных, решается задача выпуска большего количества продукции меньшим числом работников. «У кульмана работать мы больше не будем», – заметил один из генеральных директоров крупного петербургского завода. Конечно, сокращение – это болезненный социальный вопрос, но, по мнению директоров, если не повышать эффективность, завод рано или поздно придется закрывать из-за низкой конкурентоспособности. А тогда увольнять придется уже всех.

По мнению Сергея Королева, основная задача при сокращении штата состоит в умении выделить наиболее перспективную часть работников для дальнейшего развития компании. «На заводе будет проведена крупномасштабная аттестация работников, чтобы определить, кто сможет наиболее качественно трудиться в условиях новых информационных технологий. Это в большей мере относится к ИТР (инженерам, экономистам, бухгалтерам), – говорит Королев. – По рабочим специальностям в первую очередь будет обращаться внимание на квалификацию и на способность осваивать новое оборудование и технологии».

При создании КЭП сама собой, без особых усилий власти будет решаться, кроме того, и важнейшая градостроительная задача Петербурга – вывод промышленных предприятий из центра города на окраины либо, как часть этой задачи, ощутимое сокращение земель, используемых под промышленные нужды, в черте города.

Эту идею, провозглашенную Смольным более двух лет назад, предполагалось воплотить в жизнь за счет гибкой системы земельных платежей и создания в достаточном количестве инженерно подготовленных территорий в промзонах. Но ощутимых успехов на этом поприще, как мы уже отмечали (например, «Эксперт С-З» №28 от 24-30 июля 2006 года), власти не достигли – обещанная система платежей так до конца и не разработана, а общедоступных промзон на окраинах практически и вовсе не создано. В результате большинство городских заводов, не имеющих собственных площадок на окраинах и не нуждающихся в срочной реструктуризации, предпочитает оставаться на своих местах.

В то же время появляется все больше компаний, которые все же начинают перебазироваться на окраины. Вслед за сравнительно небольшим по размеру занимаемой территории ЗАО «Первая мебельная фабрика» в процесс включаются машиностроительные гиганты вроде энергомашиностроительных и судостроительных заводов. Высвобождаемые ими значительные территории помимо прочего могут способствовать решению проблем в других сферах экономики, например на рынке жилищного строительства, где сейчас разразился серьезный кризис именно по причине катастрофического дефицита пятен под застройку. Правда, такое позитивное для всех участников процесса развитие событий возможно лишь в тех ситуациях, когда перебазирующимся предприятиям ничего не требуется от власти. Хотя такое условие существенно сдерживает темпы прогрессивных изменений.

Санкт-Петербург

Предпосылки к созданию компактных эффективных производств

Новости партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №31 (284) 28 августа 2006
    Цены на жилье
    Содержание:
    Котел взорвался

    Беспрецедентные темпы роста цен на жилье в Петербурге – следствие системных проблем инвестиционно-строительного комплекса, характерных для всей России

    Реклама