О напряженности поля

28 августа 2006, 00:00
  Северо-Запад

Редакционная статья

На первый взгляд, нынешний ценовой кризис на рынке жилья абсурден. В здоровой рыночной экономике увеличение спроса приводит не к росту цен, а, наоборот, к их снижению из-за неизбежно происходящего при этом увеличения количества товаров на рынке, снижения удельных издержек и усиления конкуренции.

Подобные ситуации мы не раз наблюдали в новейшей российской истории. Яркий пример – мобильная телефонная связь. Первые покупатели мобильных телефонов платили огромные по нынешним понятиям деньги за входившую в моду услугу, но когда число желающих пользоваться «трубами» начало расти, цены стали стремительно падать и сейчас они в несколько раз ниже начальных.

Цены на жилье ведут себя прямо противоположным образом, при том что строительные компании, по крайней мере в Санкт-Петербурге, готовы удовлетворить растущий спрос и у них есть необходимые для этого ресурсы – техника, персонал, деньги. Они могут оперативно отреагировать даже на резкий всплеск спроса – адекватным увеличением числа новых проектов (значительная часть продаж жилья, а значит и формирование цены, происходит в России на начальных этапах строительства). Для этого им нужны лишь новые пятна и разрешения властей их застраивать. И если бы эти пятна и разрешения у строителей были, то никакого ценового бума не произошло бы.

Но в том-то и дело, что этого необходимого ресурса администрация Петербурга (как и администрации других российских городов) строителям не предоставила, хотя это ее прямая обязанность. Более того, число пятен и разрешений с конца прошлого года неуклонно сокращалось, что привело к абсолютному снижению количества жилья на рынке. В условиях роста спроса случилось неизбежное – появление дефицита и, следовательно, рост цен.

Ажиотажный рост цен произошел потому, что указанные тенденции одновременно резко усилились – обвальное падение предложения в первом и втором кварталах нынешнего года сопровождалось таким же стремительным ростом спроса. У обоих процессов были свои причины, но их совпадение во времени привело к катастрофическому росту дефицита, который, превысив определенный порог, породил новые факторы спекулятивной природы, аналогичные тем, что имеют место на фондовом рынке в период сильной нестабильности. В результате возникла самоподдерживающаяся «цепная реакция» – цены начали расти лавинообразно. И если ФАС и Генеральная прокуратура, возбудившая дело о «ценовом сговоре» строительных компаний, проведут честное расследование, то они неизбежно выявят истинных виновников срыва едва начатого национального проекта «Доступное и комфортное жилье» в Москве, Петербурге и Московской области (как, впрочем, и в Екатеринбурге и Уфе, где цены на жилье выше петербургских, и в ряде других российских регионов, где цены ниже, но покупательная способность потенциальных клиентов нацпроекта еще ниже).

Виноватые – федеральные и региональные власти. Федеральные запретили с 1 октября 2005 года выделять землю под строительство без конкурсов и необходимой документации. Власти регионов оказались не готовы к таким условиям и резко замедлили процесс выделения пятен. На это наложились проблемы с инженерной подготовкой территорий: у контролируемых властями энергетических монополистов (главным образом региональных структур РАО ЕЭС и местных «Водоканалов») закончились запасы мощностей, а обеспечивать создание новых нужными темпами они не способны.

Эта история наглядно показывает, до какого абсурда может довести ошибочная политика государства, которое вместо стимулирования экономического роста серьезно его тормозит. Нет сомнений, что нынешнего кризиса могло не быть, если бы федеральные власти не сорвали сроки завершения реформы энергетики и в нее пришел частный бизнес, а также если бы был создан полноценный земельный рынок. Остается надеяться, что затеянное Генпрокуратурой расследование выявит все эти обстоятельства и власти сделают из происшедшего адекватные выводы.