Мода на субвенции

Петербургская администрация продолжает раздавать бюджетные деньги крупнейшим компаниям страны

Не успела подзабыться история о том, как петербургская администрация взяла на себя обязательства в размере 60 млрд рублей по строительству для «Газпромнефти» самого крупного в Северной столице бизнес-центра общей площадью свыше 1 млн кв. м, как всплыла следующая, очень похожая. Смольный готов простить другой нефтяной компании – «ЛУКОЙЛу» – 59,4 млн бюджетных рублей. Так просто, чтобы «ЛУКОЙЛ» не вздумал перерегистрировать в каком-нибудь другом регионе ООО «ЛУКОЙЛ-Северозападнефтепродукт», вставшее недавно на учет в Петербурге.

История взаимоотношений города с «ЛУКОЙЛом» такова. В 1998 году нефтяная компания арендовала у Петербурга особняк Штиглица на Английской набережной с условием, что отреставрирует арендуемый памятник архитектуры. Но когда «ЛУКОЙЛ» оценил реальное состояние особняка, проводить реставрацию отказался. В результате в здании до сих пор нет даже отопления, там не может располагаться ни один уважающий себя офис, тем более такой амбициозной компании, как «ЛУКОЙЛ». Но арендная плата продолжала набегать, и к началу нынешнего года она достигла 156,2 млн рублей. «ЛУКОЙЛ», разумеется, нашел себе другое помещение, но и за старое полностью решил не платить. Две трети требуемой суммы на счета городской администрации «ЛУКОЙЛ» перевел, а остаток в размере 59,4 млн рублей посчитал своей платой Петербургу за регистрацию в Северной столице специально созданного ООО «ЛУКОЙЛ-Северозападнефтепродукт». Городские власти не долго думая согласились. Точно так же, как согласились весной на 60-миллиардные бюджетные субвенции «Газпромнефти» в обмен на перерегистрацию компании из Омска, что должно приносить городу на Неве 15-18 млрд рублей налоговых поступлений ежегодно.

Обе парадоксальные сделки оформляются в виде субвенций петербургского бюджета. В случае с «ЛУКОЙЛом» город как бы субсидирует нефтяников на 59,4 млн рублей, а те как бы погашают долг по аренде. Такой вот взаимозачет. Соответствующая поправка уже внесена в петербургский бюджет-2006, и на днях Смольный выпустит нормативный акт, подтверждающий сделку. Слово «сделка», казалось бы, менее всего применимо, когда речь идет о казенных деньгах. Но петербургские власти с некоторых пор стали рассматривать пополнение бюджета именно как бизнес-задачу. Сделки с «Газпромнефтью» и «ЛУКОЙЛом» отличаются лишь порядком цифр, но суть их одна и та же – вложить сейчас 20 копеек, чтобы потом каждый год получать по рублю.

В этом, возможно, не было бы ничего плохого, если бы не юридическая сторона дела. Любой, открыв петербургский бюджет-2006, найдет в нем целую массу субвенций. Но все они предназначены муниципалитетам и должны быть направлены на конкретные цели – приведение в порядок дворов, реанимацию детских клубов и т.п. И лишь один получатель субвенций является частной компанией – это «ЛУКОЙЛ-Северозападнефтепродукт».

Статья 78 Бюджетного кодекса позволяет предоставлять частным компаниям субсидии и субвенции из бюджетов субъектов РФ, но только в случаях, предусмотренных федеральными (региональными) целевыми программами. Именно поэтому проект «Газпром-Сити» был проведен через Законодательное собрание Петербурга как городская целевая программа. В случае с «ЛУКОЙЛом» этот номер не проходит: не называть же, право дело, целевую программу «Невыплата арендной платы» или «Отказ от реставрации особняка Штиглица». Соответственно, юридическая чистота сделки остается под вопросом.

Но есть и моральная сторона. На словах Смольный декларирует принцип равного отношения ко всем инвесторам и хозяйствующим субъектам. На деле одни преференции получают, другие – нет. Иначе говоря, есть «просто равные», а есть и те, кто «равнее других». Правда, «просто равные» могут занимать очередь. Ведь таковым недавно был и «ЛУКОЙЛ», а случай с «Газпромнефтью» преподнесен Смольным как исключение из правил – как-никак город заполучает крупнейшего налогоплательщика. История с «ЛУКОЙЛом», платящим в петербургский бюджет весьма скромные деньги, говорит о том, что двери для получения бесплатных казенных средств раскрыты достаточно широко. Правда, мелкого и среднего предпринимателя в них, конечно, не пропустят. Для этого надо быть как минимум нефтяной компанией или автопроизводителем с мировым именем.

На днях Комитет финансов Санкт-Петербурга обнародовал итоги исполнения бюджета в первом полугодии. Цифры впечатляют: доходы по сравнению с тем же периодом прошлого года выросли в полтора раза (а по сравнению с первым полугодием позапрошлого – удвоились), профицит достиг 14 млрд рублей. И это при том, что эффект от переезда крупных налогоплательщиков пока минимален (он станет по-настоящему ощутим лишь в следующем году). Разумеется, в условиях финансового благополучия город может позволить себе пускать десятки миллионов рублей налево, десятки миллиардов – направо. Но пусть тогда внятно объясняет, почему, например, доходы наиболее незащищенных слоев населения растут крайне медленно и почему бюджетные деньги получают богатые, а не бедные. Все-таки Петербург – это не коммерческое предприятие, а городской бюджет – не баланс, который надо накачать прибылью любой ценой.