Защищен по собственному желанию

На страховом рынке обозначились новые точки роста – страхование имущества и личное страхование

Процессы, происходившие на страховом рынке России и Петербурга в первом полугодии 2006 года, не стали сюрпризом для специалистов. Конфигурация портфеля страховщиков изменилась значительно, но не внезапно, а в соответствии со сценарием, который начал осуществляться гораздо раньше. В частности, под давлением государства игроки рынка все больше отходят от применения налоговых схем, сосредотачиваясь на реальном страховании.

Другая заметная тенденция – смена точек роста. Если еще год назад наиболее динамично развивалось добровольное и обязательное автострахование, то теперь основные усилия страховщиков сосредоточены на страховании имущества и личном страховании.

«Жизнь» пока не задалась

Главный фактор, продолжающий оказывать влияние на рынок, – это усиление контроля государства в лице Федеральной службы страхового надзора (ФССН) за работой страховщиков в соответствии с новой редакцией закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Повышенное внимание контролирующих органов к устойчивости страховых организаций привело к увеличению совокупного уставного капитала страховщиков более чем на 10% с начала 2006 года, а также к дальнейшей консолидации рынка. Тенденция к слияниям и поглощениям на страховом рынке проявилась еще более четко, чем в прошлом году. В России прошла серия заметных сделок по приобретению крупными страховщиками и страховыми группами более мелких игроков. Последний петербургский пример – вхождение СК «Генеральная страховая компания» в группу компаний «Русский мир», произошедшее в середине лета. Несмотря на то что процессы укрупнения болезненны, страховщики считают эту тенденцию позитивной.

Другой положительный результат пристального внимания государства к страховой отрасли – быстрое оздоровление рынка за счет сокращения доли псевдострахования. Еще два-три года назад основная часть схем оптимизации налогов осуществлялась в сегменте страхования жизни. Под давлением ФССН схемы уходят в прошлое, и доля этого сегмента в совокупном страховом портфеле продолжает стремительно сжиматься. Если в 2004 году страхование жизни занимало около четверти объема рынка Петербурга, то в прошлом году доля этого направления снизилась до 9%, а по итогам первого полугодия 2006 года составила менее 1%.

К слову, в Петербурге объем премий, собираемых по «жизни», сокращается почти вдвое быстрее, чем в России в целом. С одной стороны, это свидетельство быстрой переориентации петербургских страховщиков на реальные виды деятельности. С другой стороны, можно говорить о недостаточном развитии в Петербурге классического (несхемного) страхования жизни. Отчасти этот недостаток объясняется сравнительно небольшим числом представленных в городе крупных кэптивных СК, работающих с материнскими компаниями по корпоративным программам (то есть предлагающих работодателю интересные программы страхования производственных коллективов). По оценке специалистов «Ингосстраха», именно эта категория участников рынка в условиях оздоровления «жизни» составит костяк лидеров в данном виде деятельности.

Продолжающийся обвал «жизни» портит статистику рынка. Если после введения обязательного страхования автогражданской ответственности российский рынок страхования относился к числу активно растущих, опережающих развитие экономики в целом, то в последние два года он переместился в список отстающих. По данным ФССН, прирост объема премий в России снизился с 44% в 2003 году до 4-5% в 2005-м. Тот же низкий темп роста сохранился в первом полугодии 2006 года. Отрадно отметить, что ситуация в Петербурге не укладывается в общую тенденцию. После небольшого, на несколько процентов, снижения объема собранных премий в первом полугодии 2005 года петербургский рынок продемонстрировал уверенный рост. В первом полугодии 2006 года динамика составила 33% к аналогичному периоду прошлого года. Неудачи в ряде сегментов были компенсированы быстрым развитием направлений, ранее не относившихся к числу фаворитов.

Оптимистичное двоеточие

Точками роста рынка с начала года стали личное страхование (кроме страхования жизни) и имущественное страхование. В Петербурге, по данным ФССН, эти два сегмента продемонстрировали в первом полугодии 2006 года прирост соответственно в 56 и 63%, что примерно в два с половиной раза превышает аналогичные российские показатели.

В сегменте личного страхования львиную долю по-прежнему занимает добровольное медицинское страхование. Рост премий в этом сегменте обусловлен значительным удорожанием полиса ДМС (примерно на 100 долларов по сравнению с первым полугодием 2005 года), а также ситуацией на петербургском рынке труда. Дефицит квалифицированных кадров заставляет все большее число работодателей предлагать сотрудникам компенсационные пакеты, включающие медицинскую страховку.

Свой вклад в развитие личного страхования вносит также кредитный бум, поскольку получение крупных банковских займов предполагает страхование жизни и здоровья заемщика. В текущем году сотрудничество банков и страховых организаций вышло на новый уровень. По оценке компании «Ингосстрах», только в первом квартале заключено более 15 различных соглашений между банками и страховщиками, каждое из которых должно создавать синергетический эффект для обеих сторон.

Скептически настроенные эксперты склонны полагать, что секрет быстрого расширения сегмента страхования имущества юридических лиц кроется в том, что сюда перекочевала часть схем, вытесненная в прошлом году ФССН из сферы страхования жизни. Но, по мнению директора филиала «РЕСО-Гарантии» в Санкт-Петербурге Дмитрия Большакова, главная причина – рост числа реализуемых инвестиционных проектов в Петербурге и Ленобласти. Этой же точки зрения придерживаются в петербургском филиале СО «СОГАЗ», связывая впечатляющие результаты в страховании имущества юридических лиц с реализацией крупных проектов нефтегазовых предприятий в Северо-Западном регионе.

Скептически настроенные эксперты полагают, что сегмент страхования имущества юридических лиц растет благодаря тому, что в него перекочевала часть схем, вытесненная надзорными органами из сферы страхования жизни

 Наиболее интересной приметой времени можно считать постепенную трансформацию клиентского портфеля в страховании имущества. «Мы отмечаем определенные изменения клиентской базы. Во-первых, растет число клиентов – физических лиц. Во-вторых, все чаще страхуют свое имущество представители малого и среднего бизнеса. В-третьих, начинают страховаться строители, торговые предприятия, сфера услуг, легкая промышленность, которые еще недавно предпочитали экономить на страховой защите имущества», – говорит ведущий специалист СК «Югория» Виктория Горбунова.

Меняется не только состав клиентуры страхового рынка, но и мотивы, по которым клиенты покупают полисы. Несколько лет назад главным поводом для обращения в страховую компанию была невозможность получить кредит в банке или взять оборудование в лизинг без страхования залогового имущества. Сегодня, с появлением свободных средств у бизнеса и населения, а также благодаря постепенному росту страховой культуры клиенты все чаще приобретают полисы осознанно и в полной мере добровольно.

В ответ на количественное и качественное изменение спроса страховщики разрабатывают и продвигают новые продукты. Так, «РЕСО-Гарантия» в 2006 году начала продажу полисов «РЕСО-Предприниматель», предназначенных для страхования имущества небольших предприятий торговли и сферы обслуживания. «Русский мир» предложил комплексный продукт по страхованию квартир, домашнего имущества и гражданской ответственности владельца перед третьими лицами. Все больше игроков рынка стараются выйти в сегмент страхования загородной недвижимости, предлагая программы, дифференцированные в зависимости от стоимости жилья и социального положения владельца.

По тормозам

Автострахование – каско и ОСАГО – по-прежнему занимает более половины страхового рынка. Однако в минувшем полугодии эти два направления сместились с позиций лидеров роста.

Подавляющее большинство автомобилистов уже приобрели полис «автогражданки». Российский рынок ОСАГО близок к своему пределу и в дальнейшем будет увеличиваться только параллельно росту автопарка. В мегаполисах, и в частности в Петербурге, где число новых автомобилей пока динамично увеличивается, рынок ОСАГО демонстрирует неплохие результаты (25% в первом полугодии 2006 года). Но эти результаты несравнимы со взрывным ростом прошлых лет.

В таких условиях борьба за клиента накаляется. Невозможность привлечь потребителя ценой (попытки демпинговать на рынке, где правила игры определяет государство, преследуются ФССН) заставляет страховщиков делать акцент на сервис. Почти каждый из заметных участников рынка сделал клиентам специальное предложение. Одной из первых, еще в конце 2005 года, запустила сервисную программу компания «Прогресс-Нева», объявив, что каждый оформивший полис ОСАГО получает в качестве бонуса услуги аварийного комиссара, диспетчера, механика, юриста, а также вызов эвакуатора, доставку полиса и ремонт.

Впрочем, со временем любой перечень дополнительных удобств перестает быть эксклюзивным. Страховщики ищут иные пути для привлечения страхователей. Так, компания «АСОЛЬ», разработав программу «Революция ОСАГО», приближается к практике урегулирования убытков по европейскому протоколу. «Наш клиент в случае признания его потерпевшим в ДТП может обратиться к нам. Для него организуют сбор документов, оценку ущерба, ремонт и выплату страхового возмещения от компании виновника. Интересы нашего клиента в „чужой“ страховой компании будут представлять профессиональные юристы», – рассказывает директор петербургского филиала СО «АСОЛЬ» Александр Баклушин. По-другому совершенствует процедуру урегулирования «Росгосстрах». Недавно он запустил программу «Зеленый коридор», в рамках которой сокращен перечень обязательных документов, предоставляемых страхователем в случае ДТП, и сведены к минимуму посещения им страховой компании.

В добровольном автостраховании складывается противоположная ситуация. Сервисная составляющая программ каско, как правило, достаточно хорошо развита (правда, порой на бумаге она развита лучше, чем на практике). Зато ценовой фактор в условиях постоянного роста тарифов крайне важен. Вместе с тем слабая конкуренция на петербургском рынке автосервиса не дает страховщикам возможности «поиграть» тарифами за счет экономии на ремонте транспортных средств. Поэтому страховые компании ищут нетрадиционные пути снижения стоимости полисов.

Так, «Росгосстрах» предлагает клиентам сэкономить 10-15% на страховании автотранспорта, приобретая полисы непосредственно в офисах компании. Еще один пример из этого ряда – оригинальный коробочный продукт «Мини-кАСКо» от страховой группы АСК. Нащупав на рынке незанятую нишу (подержанные автомобили, от страхования которых основные участники рынка защищаются заградительными тарифами), группа предложила недорогой продукт, гарантирующий покрытие ущерба в случае ДТП в пределах 120 тыс. рублей.

По оценке экспертов, во втором полугодии рыночные тенденции не изменятся. Сегмент автострахования, по-прежнему привлекательный, потребует от страховщиков, желающих сохранить или увеличить свою долю, все больше изобретательности и усилий. Но поскольку динамика его роста снижается, параллельно игроки сосредоточатся на освоении растущих сегментов.

Санкт-Петербург