Долететь до экономии

Петербургский рынок хостелов будет расширяться с приходом в город европейских авиакомпаний-дискаунтеров

Завершающийся сезон показывает, что для петербургской туристической отрасли по-прежнему актуальны проблемы предыдущих лет. Одна из них – нехватка и дороговизна гостиниц. Номерной фонд городских гостиниц постоянно увеличивается, однако это происходит в основном за счет открытия трех- и четырехзвездочных гостиниц или мини-отелей примерно той же ценовой категории.

Между тем вне поля зрения крупных инвесторов пока остается емкий сегмент рынка. Многим туристам не нужны комфортабельные апартаменты, но ветхая мебель и предельно низкий уровень сервиса гостиниц, оставшихся с советских времен, их также не устраивают. Для таких людей существуют хостелы.

Хостел-движение в Петербурге активно развивается, но для формирования полноценного рынка экономичных гостиниц необходимо выполнение ряда условий. Прежде всего, у целевой клиентуры хостелов должна появиться возможность добраться до Петербурга с минимальными затратами. Именно поэтому эксперты туристического рынка связывают перспективы петербургских хостелов с экспансией авиадискаунтеров. Приход в город крупнейших авиакомпаний эконом-класса, очевидно, приведет к серьезному росту числа недорогих гостиниц.

Такая культура

Хостел в общепринятом понимании – это дешевая молодежная гостиница, предоставляющая минимум услуг за невысокую цену. В номере, как правило, устанавливается от двух до восьми кроватей (иногда двухэтажных), удобства располагаются на этаже. Список дополнительных услуг часто ограничивается бесплатным доступом в Интернет. В некоторых молодежных гостиницах в набор услуг входит завтрак. Хостел должен находиться поблизости от достопримечательностей, чтобы постояльцы могли экономить на транспорте.

Турфирмы не очень охотно работают с хостелами, отчасти из-за низкой комиссии, которую платят молодежные гостиницы. Кроме того, туристы, путешествующие с помощью туроператора, как правило, привыкли к определенному уровню комфорта и даже при условии дешевизны проживания не готовы мириться с отсутствием санузла в номере. В свою очередь, большая часть клиентов, которых устраивают условия размещения в хостеле, не пользуется услугами турфирм, руководствуясь несколькими соображениями. Во-первых, они стремятся сэкономить, самостоятельно планируя маршрут поездки, покупая авиабилеты и бронируя места в хостелах через Интернет. Во-вторых, как отмечает вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев, пользоваться услугами турфирмы значит планировать свой отпуск задолго до его начала, а молодежь, по его мнению, действует спонтанно. Забронировать место в хостеле можно буквально за несколько минут.

Наконец, есть еще одна серьезная причина, по которой заметная часть туристов предпочитает хостелы. Президент некоммерческого партнерства «Общество содействия развитию хостел-движения» Юлия Зубарева подчеркивает, что хостел – не просто дешевая гостиница, а элемент субкультуры. Задача такой гостиницы – предоставить постояльцам максимум возможностей для общения. «В хостелах, в отличие от обычного отеля, с удовольствием расскажут, кто живет в соседнем номере, чтобы вы могли просто познакомиться», – говорит Зубарева. Многие оборудуют гостиные для комфортного общения постояльцев. Нередко случается, что молодые люди, познакомившись в хостелах, продолжают путешествовать вместе. (Кстати, западные операторы хостелов считают молодыми туристов до 40 лет: многие из них, подобно студентам, предпочитают экономичные путешествия.)

Ускорение и торможение

В странах Запада хостелы уже давно пользуются популярностью, например немецкой Ассоциации хостелов около 100 лет. В России же первые попытки создания гостиниц такого типа относятся к 1991 году. Несмотря на молодость отечественного хостел-движения, оно набирает обороты. «Российская молодежь с удовольствием перенимает привычки европейских сверстников и все активнее пользуется услугами хостелов», – утверждает Юлия Зубарева.

Клиенты хостелов не пользуются услугами турфирм. Как правило, они самостоятельно планируют маршрут поездки, покупая авиабилеты и бронируя места в хостелах через Интернет

Говоря о быстром развитии отрасли молодежных гостиниц, никто из экспертов не может точно сказать, сколько хостелов уже создано. На крупнейшем международном сайте www.hostels.com можно забронировать места в 18 петербургских хостелах, в каждом из которых от 20 до 100 мест. На самом деле молодежных гостиниц в Петербурге наверняка больше. По оценке Сергея Корнеева, в городе функционирует около 450 мини-отелей, часть из которых фактически являются хостелами.

Количество хостелов в Петербурге будет расти, в том числе потому, что построить и окупить их проще, чем обычные гостиницы. По словам директора петербургского хостела «Метротур» Михаила Полякова, создание гостиницы на 100 мест в бывшем общежитии (переоборудование общежития – самый распространенный способ организации молодежной гостиницы), включая ремонт, замену коммуникаций, закупку оборудования, обходится примерно в 300-400 тыс. долларов. При обеспечении загрузки такой отель окупится за три-четыре года. Для сравнения: по данным агентства недвижимости «Бекар», при организации гостиницы среднего класса затраты на реконструкцию составляют от 2 тыс. долларов, высокого класса – примерно 5 тыс. долларов на 1 кв. м. Срок окупаемости может достигать 10 лет.

Впрочем, есть факторы, тормозящие развитие хостелов в Петербурге. Главный из них – сложности с получением помещений. Как говорит Михаил Поляков, еще несколько лет назад выкупить общежитие было сравнительно просто. Сейчас же они в подавляющем большинстве принадлежат городской Дирекции по содержанию общежитий, которая с трудом расстается с вверенной ей собственностью. Хотя, по наблюдениям Михаила Полякова, далеко не все общежития используются.

Другой фактор торможения порожден самими хостелами. Поскольку костяк их аудитории – зарубежная молодежь, огромное значение имеет международная реклама. Чтобы информация о гостинице распространялась на Западе, она прежде всего должна стать членом международных ассоциаций. Однако, по словам Юлии Зубаревой, только пять петербургских гостиниц состоят в Международной федерации молодежных хостелов. В других международных ассоциациях нет ни одного петербургского участника. Причина в том, что большинство хостелов в Петербурге не дотягивают до международных стандартов. Как объясняет Юлия Зубарева, эти стандарты едины для всех участников, в них четко обозначены требования к уровню сервиса и обстановке хостелов, вплоть до соотношения числа спальных мест и раковин в санузлах.

Недостающее звено

В конечном итоге хостелы процветают в тех городах, где существуют максимально благоприятные условия для молодежного туризма. В Петербурге такие условия во многом уже сложились: как говорит Сергей Корнеев, приезжающие в город туристы отмечают сравнительно высокий уровень развития молодежных клубов и кафе. Но рост молодежного туризма тормозится длительной процедурой получения российской визы. Постепенное смягчение визового режима, к которому движутся Россия и страны Шенгенского соглашения, ускорит развитие хостелов.

Хостелы процветают в тех городах, где существуют максимально благоприятные условия для молодежного туризма. В Петербурге многие условия уже сложились

Наиболее существенным катализатором спроса на услуги хостелов, по мнению Сергея Корнеева, станет приход в Петербург бюджетных авиаперевозчиков. Пока этого не произойдет, Петербург будет уступать соседним Таллину, Хельсинки, Риге, которые связаны со многими городами Европы маршрутами авиадискаунтеров.

Сейчас в Пулково летают три авиакомпании-дискаунтера: GermanWings (Петербург – Кельн), WindJet (Петербург – Форли, Италия) и Norwegian Air (Петербург – Осло). В сентябре к ним присоединится германский авиадискаунтер Air Berlin (Петербург – Берлин). Но радикальные изменения на петербургском рынке молодежного туризма произойдут в том случае, если в город придут крупнейшие европейские авиадискаунтеры EasyJet и Ryan Air. Их сеть маршрутов покрывает практически всю Европу.

В заключение стоит отметить, что, согласно Программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 годы, к 2010 году номерной фонд города должен достичь 34 тыс. Сейчас Петербург располагает только 18 265 комнатами в гостиницах. Очевидно, что удвоить номерной фонд только за счет четырех- и пятизвездочных отелей нереально. В то же время динамичное развитие сегмента хостелов привлекло бы значительные средства в экономику Петербурга. Городским властям не под силу обеспечить все условия, необходимые для роста индустрии хостелов, но некоторые стимулы (например, облегчить доступ инвесторов к помещениям, подходящим для организации молодежных гостиниц) они могли бы создать.

Санкт-Петербург