Тщетные игры

Питерские власти в лице отдельных чиновников занимаются такими надуманными вопросами, как повышение «доступности» игры в теннис, вместо того чтобы сконцентрировать усилия и ресурсы на решении острых инфраструктурных проблем города

Кризис на рынке жилья и беспомощная реакция на него высокопоставленных чиновников (как российских, так и региональных) – очередная иллюстрация удручающего качества управленческой культуры. Наши чиновники среднего звена, от которых и зависит эффективность управления, имитируют бурную деятельность, занимаясь третьестепенными вопросами, выдавая следствия проблем за их причины и т.п. При этом не забывают о своих лоббистских задачах, в которых, похоже, и заключается их главный интерес. А гармоничное развитие экономики региона, судя по всему, мало кого волнует.

На фоне нынешнего ценового кризиса в жилищном строительстве циничной выглядит попытка городской администрации воплотить в жизнь одиозное постановление о Плане мероприятий по развитию тенниса, о котором мы писали чуть более года назад (см. «Проблемы с подачей» «Эксперт С-З» №23 от 20-26 июня 2005 года). Практический смысл принятия плана сводится к предоставлению 40 участков для строительства теннисных сооружений. Перечень пятен формировался чиновниками Смольного и представителями Федерации тенниса Санкт-Петербурга кулуарно, в основном в расчете на конкретных инвесторов. Участки выделяются фактически «целевым назначением», в аренду на 10 лет. Кроме того, счастливые обладатели земли в коммерчески привлекательных местах города полностью освобождаются от отчислений в бюджет. Иными словам, земля – главный городской ресурс – раздается, по сути, на халяву. И все эти действия прикрываются именем губернатора Валентины Матвиенко, которую деятели теннисного бизнеса и курирующие спорт чиновники во главе с вице-губернатором Сергеем Тарасовым предусмотрительно избрали президентом Федерации тенниса.

Обоснования столь беспрецедентных льгот не выдерживают критики. В действительности в городе нет дефицита теннисных кортов, этот вид спортивной инфраструктуры прекрасно развивается в рыночных условиях, являясь достаточно рентабельным бизнесом (особенно с учетом комплексного предоставления услуг – кафе, бары, сауны, бильярды, тренажерные залы и т.п.). Лицемерно звучат утверждения, что занятия теннисом якобы станут «доступнее» и дешевле, что новые клубы будут какое-то количество часов работать бесплатно со школьниками и т.д.

Но главное в этой скандальной истории (помимо очевидных потерь бюджета) – нарушение принципов, провозглашаемых губернатором и ее командой. Создается опаснейший прецедент – отказ от предоставления земли через процедуру торгов, тем более что речь идет о чрезвычайно привлекательных территориях (при том, что при передаче объектов недвижимости в аренду могут и должны проводиться конкурсы и руководство Комитета по управлению городским имуществом стремится именно так реализовывать наиболее ликвидные объекты).

Целесообразность внеконкурсной раздачи земли под корты настолько сомнительна, что сами чиновники начинают выказывать недовольство. Так, глава Петроградского района Алексей Делюкин открыто выступил против предоставления участка на Крестовском острове компании, которая, что особенно интересно, до сих пор занималась в основном ресторанным бизнесом! Впрочем, нет ничего странного, что у предпринимателей вдруг возникает тяга к теннису. Власти, создав лазейку для получения участков, тем самым провоцируют и бизнес к поиску «индивидуальных решений» – непубличных и, как это часто бывает, чреватых коррупцией. И если дело пойдет в том же духе, то на месте кортов могут возникать совсем иные коммерческие заведения.

Генпрокуратура и Территориальное управление ФАС проводят расследование причин жилищного кризиса и вот-вот выяснят, что он произошел главным образом из-за дефицита пятен под застройку. В такой ситуации разбазаривание ценнейшей, к тому же инженерно подготовленной земли под теннисные корты выглядит как провокация против губернатора. Складывается впечатление, что администрация стала неуправляемой – «левая рука не знает, что делает правая». Чиновники творят, что хотят, вместо того чтобы сконцентрировать усилия, финансовые и административные ресурсы на системном решении острых инфраструктурных проблем Петербурга.

И получается, что в то время как Валентина Матвиенко добивается грандиозного по масштабам и значению для города соглашения с РАО ЕЭС о модернизации энергетики (ее нынешнее плачевное состояние как раз большего всего тормозит строительство жилья), ее подчиненные откровенно разбазаривают дефицитную городскую землю.

Пока КУГИ заключил только 13 договоров аренды участков. Еще не поздно одуматься и отменить «теннисное» постановление. Если бы губернатор инициировала такое решение, то это был бы ответственный шаг, свидетельствующий о ее стремлении соблюдать декларированные ранее установки и обеспечивать равные условия для широких слоев бизнеса.

Тем более что другого выхода у Смольного и нет. Наивно думать, что провал в жилищном строительстве удастся замаскировать с помощью некорректно представляемых цифр (продажи начинаются в момент получения разрешения на застройку, но жилья-то в этот момент еще никакого нет!). Вряд ли также удастся утешить общественность речами о стратегических проектах с невнятной перспективой, вроде «Балтийской жемчужины», в связи с которой чиновники вдруг заговорили о «начале продаж» жилья, при этом почему-то увеличив с 1 до 1,5 млн кв. м ранее предусмотренный проектом объем. Сомнителен аргумент и о строительстве жилья в рамках проекта «Газпром-сити» – оно явно будет элитным и нацпроект «Доступное и комфортное жилье» не спасет.