Ключевой вопрос

Тема недели
Москва, 18.09.2006
«Эксперт Северо-Запад» №34 (288)

При всех претензиях, необходимо отдать должное политике администрации Санкт-Петербурга, ориентированной на амбициозные проекты: в критических ситуациях, когда необходимо избежать серьезного кризиса, она спасительна. Именно такая ситуация возникла сейчас на петербургском строительном рынке. Некоторые ее участники предсказывают продолжение нынешнего спада строительного процесса вплоть до его замораживания в отдельных районах города из-за отсутствия пятен под застройку. Причем проблема не в самой земле, ее в Петербурге, особенно на окраинах, много, но строить на этих землях невозможно из-за отсутствия магистральной (которой ведают власти и монополисты) инженерной инфраструктуры, особенно электрической.

Эта проблема уже вызвала ценовой кризис на жилищном рынке, когда девелоперы из-за дефицита энергии не смогли использовать для строительства даже собственные запасы пятен. Так, в зоне Каменка на севере Петербурга холдинг «Эталон-ЛенСпецСМУ»  и ряд других инвесторов несколько лет назад приобрели земли совхоза «Пригородный», на которых можно было построить 1,3 млн кв. м жилья. Но даже при нынешних сумасшедших ценах на жилье они не могут начать освоение участков из-за полной невозможности инженерно-энергетического их обеспечения. А холдинг RBI, по словам генерального директора Эдуарда Тиктинского, все свои объекты строит с использованием собственных дизельных электростанций. Понятно, что для массового строительства это не выход: энергия дизелей дорогая.

В администрации Петербурга уже не скрывают, что энергетические резервы города исчерпаны. Чиновники прямо не говорят о скором полном прекращении в некоторых районах выдачи техзаданий по подключению новых объектов к энергосетям (хотя многие подстанции «Ленэнерго» уже официально закрыты для новых подключений), но такая возможность, похоже, вполне реальна. Тогда и произойдет предсказываемое девелоперами «схлопывание» рынка.

В такой ситуации подписанное губернатором города Валентиной Матвиенко и главой РАО «ЕЭС России» Анатолием Чубайсом соглашение на 300 млрд рублей о развитии энергетической инфраструктуры выглядит как спасение города от большой беды, ведь оно решает ключевой вопрос строительного рынка. Впрочем, для реализации намеченных планов потребуется время и к серьезным «заморозкам» можно не успеть. Правда, власти это понимают и пытаются форсировать программу. Так, строительство подстанции «Лахта» удалось начать на полгода раньше срока. 

Между тем этот грандиозный прорыв в решении принципиального вопроса не снимает с повестки другие, также весьма важные проблемы, с которыми сталкиваются участники  строительного рынка и их клиенты. Так, развитие энергетики ликвидирует дефицит пятен под застройку, однако нынешние цены на жилье могут при этом упасть не так сильно, как хотелось бы, а то и вовсе не снизятся. Такую опасность девелоперы связывают с проблемами своего взаимодействия с «Ленэнерго» и «Петроэлектросбытом» по подключению новых объектов. В частности, cтроители утверждают, что реальная стоимость подключения всегда выше номинальной, иногда в три-четыре раза! Жалуются они и на явно завышенные требования энергетиков по выполнению техусловий.

Девелоперы и власти рассчитывают, что эта практика будет упорядочена, когда город получит как минимум блокирующий пакет акций в объединенной (с «Ленэнерго») энергосетевой компании. Однако несмотря на достигнутую договоренность между Валентиной Матвиенко и Анатолием Чубайсом, принятие окончательных решений по созданию сетевой компании явно затягивается. Как, между прочим, и по определению конкретных механизмов финансирования всего соглашения.

В преодолении этих рутинных проблем амбициозность уже не поможет. Нужна системная работа по выстраиванию отношений с монополистами. Так что Смольному никуда не деться от налаживания такой работы. Иначе он, да и мы все рискуем ждать обещанных свершений «до морковкиного заговения».

Новости партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №34 (288) 18 сентября 2006
    Электроэнергетика
    Содержание:
    Реклама