На петербургском рынке аудио- и видеопродукции разгорелся серьезный скандал. В начале сентября торговые точки сети «505», насчитывающей 15 магазинов, были закрыты, милиция произвела массовые изъятия продукции с признаками контрафакта. По данным самой компании, в результате милицейских рейдов она недосчиталась нескольких сотен тысяч дисков общей стоимостью около 1 млн долларов.
Представители «505», в том числе пресс-секретарь Алена Кондрикова, заявили, что действия милиции выходят за рамки обычной борьбы с пиратством и прикрывают попытку рейдерского захвата магазинов. Согласно открытому письму, опубликованному на сайте сети, проверки были инициированы некоммерческим партнерством (НП) «ОКО» («Организация контроля, охраны и коллективного управления авторскими и смежными правами»), в планы которого входит вытеснение «505» с городского рынка и передача ее торговых помещений структурам, дружественным НП. 15 сентября «505» совместно с Ассоциацией предпринимателей малого и среднего бизнеса Петербурга организовали пресс-конференцию, где обвинения прозвучали публично. Компания даже попыталась сыграть на лояльности потребителей, пригласив их на митинг у здания ГУВД. Правда, судя по всему, на встречу пришли в основном работники сети, которые и обвинили милицию в пособничестве захватчикам.
Конфликт с участием «505», НП «ОКО» и правоохранителей свидетельствует: на городском рынке торговли дисками происходят важные перемены. Приведут ли они к дальнейшей легализации этой сферы, пока непонятно. Однако правила игры на рынке, вполне вероятно, станут еще менее прозрачными.
Око за око
Первые звонки прозвучали еще в апреле-мае этого года. Тогда милиция обнаружила несколько крупных складов с пиратской продукцией, один из которых, как было заявлено, принадлежал сети «505». Затем, в июне, прошли крупные реквизиции дисков с признаками контрафакта в магазинах «505» и «Титаник». Вначале казалось, что приурочена эта активность к летнему саммиту G8, однако выяснилось, что акции против оптовиков и двух розничных сетей были лишь «артподготовкой».
Сразу после саммита было объявлено о начале работы некоммерческого партнерства «ОКО», которое открыло большую кампанию по борьбе с пиратством в городе. Утверждается, что создание НП было санкционировано на совещании в Смольном еще 26 апреля. Всем сетям и магазинам, торгующим дисками, «ОКО» предложило войти в состав партнерства и принять участие в программе по сокращению контрафактной продукции на прилавках. Предложением к настоящему моменту, по заявлениям представителей «ОКО», воспользовались уже семь сетей («Айсбеrg», «Десятка», «Киномир» и др.), охватывающие 80 магазинов.
Суть программы «ОКО» в том, что на поступающие в продажу диски наклеиваются «добровольные учетные марки», свидетельствующие о легальности продукта. Оклейкой занимается не само партнерство, а несколько оптовиков, также вошедших в его состав. Как сообщили нам, в частности, в сети «Айсбеrg», компания работает с разными поставщиками, в том числе и с членами НП. От последних продукция приходит, уже будучи промаркированной. «Диски поставляются нам со складов НП „ОКО“, что является гарантией того, что они лицензионные», – заявила корреспонденту «Эксперта С-З» заместитель генерального директора «Айсбеrg» по связям с общественностью Анна Кончарова.
Однако два ключевых игрока рынка – «505» и «Титаник» – отказались стать членами НП. В начале сентября в магазинах «505» начались обыски, а вслед за этим представители сети выступили с обвинениями в адрес «ОКО» и городской милиции. Заместитель директора Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга (АПМСБ) Сергей Веснов считает, что обвинения справедливы. По его мнению, «мы наблюдаем рейдерский передел рынка под видом борьбы с контрафактом. Проверки проводятся только в сети „505“, хотя контрафактом торгуют и другие сети, в том числе члены „ОКО“. У нас есть акт независимой экспертизы, который это подтверждает».
Представители милиции утверждают, что в «505» доля продукции с явными признаками контрафакта гораздо выше, чем в других магазинах города, а к тому же магазины зарегистрированы «на подставные лица». Это и стало поводом для новых проверок. «ОКО» же отрицает свою причастность к этим событиям. В пресс-службе НП заявили, что УБЭП производит обыски в рамках плановых проверок всех торговых сетей города, хотя и не объяснили при этом, почему магазины «505» поставлены под физический контроль частного охранного предприятия «Магистраль», по некоторым данным, связанного с одним из учредителей «ОКО» (по сведениям АПМСБ, 20 сентября охрана все еще находилась в магазинах).
Обратная сторона медали
Вообще говоря, не так уж важно, чем объясняются события вокруг компании «505» – переделом рынка, наказанием за неуступчивость или даже просто стечением обстоятельств. Не принципиально даже, чем закончится столкновение, поскольку реальных исходов всего два – либо «505» сдаст позиции и согласится участвовать в процедуре, предложенной «ОКО», либо она будет вытеснена с рынка, а за ней, весьма вероятно, последует и «Титаник». Ресурсов для ведения открытой борьбы у сетей явно не хватает: достаточно сказать, что на стороне «505» выступили лишь АПМСБ и региональное отделение «Яблока». Гораздо важнее первичный конфликт между НП «ОКО» и «505», в котором следует разобраться подробнее.
С формальной точки зрения позиция «505» действительно ущербна. Руководство сети может сколько угодно заявлять, что вся ответственность лежит на поставщиках (это стандартное объяснение, которым пользуются практически все продавцы дисков), но права на проверку у УБЭП никто не отнимал, независимо от того, была ли она спровоцирована НП «ОКО». Милиция в рамках своих полномочий провела обыски и изъяла подозрительную продукцию, которая будет направлена на экспертизу. Тот факт, что обыски не проводятся в других сетях, отнюдь не отрицает правомерность выемки в магазинах «505». И если бы сомнений в лицензионном характере продукции у представителей сети не было, то к чему так волноваться?
С той же формальной точки зрения действия НП «ОКО» выглядят, напротив, вполне благопристойно. Более того, «ОКО» даже добилось определенных результатов в борьбе с пиратством. В ряде магазинов, перешедших «под крыло» НП, доля контрафакта на прилавках заметно сократилась (особенно это коснулось DVD). Диски, как и было заявлено, оклеиваются марками «ОКО». Правда, не все, и на полках продукция вполне пиратского вида мирно соседствует с «проверенными» дисками. Но ведь руководители НП сразу заявили, что ставят своей задачей постепенное искоренение пиратства, и не обещали, что к сентябрю все члены партнерства полностью избавятся от контрафактных дисков. Дальше, по идее, должно быть только лучше. То есть легальнее.
Марочный бизнес
Однако есть большие сомнения в том, что реальная картина окажется столь же благостной, как и намерения. Прекрасно, что в городе создается некоммерческая организация, которая честно борется с пиратством, убеждая ритейлеров отказаться от контрафактной продукции. Еще лучше, если торговые сети одна за другой осознают всю глубину своих прежних заблуждений и вступят в эту негосударственную структуру, обязуясь планомерно сокращать объемы продажи нелегальной продукции (хотя такая индульгенция со стороны некоммерческой организации уже вызывает определенные подозрения). Но если сложится так, что без участия упомянутой структуры ни один магазин не сможет торговать дисками и чувствовать себя в безопасности, это уже не общественное посредничество, а силовое предпринимательство.
Три месяца назад мы критиковали и федеральные, и городские власти за то, что они пытаются репрессивными мерами подавить торговлю контрафактом, но оставляют в неприкосновенности нелегальных производителей и не уделяют никакого внимания работе с правообладателями (см. «Хроника холостых выстрелов»). Если за прошедшее время что и изменилось, то лишь в худшую сторону. Основной упор в войне с контрафактом все так же сделан на торговлю, но при этом власть еще и решила бороться с пиратами чужими руками – репрессивные функции де-факто делегированы частной организации.
Отрадно, что в администрации города осознали необходимость координации антипиратской деятельности из единого центра, однако чиновники так и не поняли, что передача этой координации на аутсорсинг – дело весьма рискованное. Посмотрим, что происходит в результате массового внедрения учетных марок «ОКО». Никаких привилегий для торговых сетей, наклеивающих марки, эта система, как и любая другая система внешней маркировки, не создает. Наклейка адресована не правоохранительным органам, а покупателю, помогает ему отличить лицензионный продукт от нелицензионного. Милиционеры не имеют права изымать продукцию лишь из-за отсутствия марки и, напротив, игнорировать диски с наклейкой. Ни в административном, ни в судебном разбирательстве контрольные марки роли не играют и играть не могут (о юридически значимых признаках легальной продукции см. интервью с Сергеем Замятиным).
Основной упор в войне с контрафактом все так же сделан на торговлю, но при этом власть еще и решила бороться с пиратами чужими руками – репрессивные функции де-факто делегированы частной организации
Возможных же нарушений в предложенной «ОКО» системе – множество. С одной стороны, марку можно банально подделать: например, в питерской рознице немало явно контрафактных дисков с контрольными марками Некоммерческого партнерства дистрибуторов (НПД), которые, согласно сайту этой организации, являются «одним из броских внешних признаков легальности» диска.
С другой стороны, навязывание наклеек может расцениваться как попытка ограничения конкуренции, учитывая, что система марок ограничивает доступ на городской рынок продукции из других регионов. Инициативы такого рода, если они исходят от должностных лиц, незаконны и влекут как минимум административное взыскание. С такими нарушениями борется Федеральная антимонопольная служба. Например, в Москве в 2000 году в соответствии с постановлением городского правительства была введена система маркировки легальной продукции. Эти технические функции были поручены ГУП «Информзащита», которое успело получить немалую прибыль, обслуживая крупнейших российских издателей, пока антимонопольные органы не отменили одиозное постановление.
«ОКО», конечно, не государственный орган, и его рекомендации формально никого ни к чему не обязывают. Но, во-первых, у НП, судя по всему, есть реальные рычаги, чтобы побудить своих членов к закупкам из нужного источника. Во-вторых, сами оптовики, уполномоченные на выдачу марок, могут использовать свое положение в корыстных целях. По сути, вводится массовая система сертификации продукции, и от того, что она оказалась в частных руках, отнюдь не легче, напротив, простора для сбоев и злоупотреблений еще больше.
С широко закрытыми глазами
Власти Петербурга игнорируют возможные последствия инициатив «ОКО». Например, в городском Комитете по вопросам законности, правопорядка и безопасности конфликт вокруг «505» обсуждать отказались. «Мы не можем комментировать ситуацию, возникшую между двумя хозяйствующими субъектами», – заявил пресс-секретарь комитета Алексей Куракин. Любопытно, однако, что в конце августа было объявлено: при комитете создается рабочая группа по борьбе с контрафактом. В нее вошли представители силовых структур и некоторые другие заинтересованные лица, включая руководство «ОКО».
Возможно, деятельность НП по очистке дружественных розничных сетей и произвела впечатление на городскую администрацию, однако обманываться чиновникам не стоит. Поощряя деятельность «ОКО», они создают у себя под боком альтернативного регулятора рынка, который будет контролировать, какие диски и как именно будут продаваться в Петербурге. А ситуация, при которой развитие аудио- и видеоторговли в городе во многом зависит от доброй воли руководства НП (даже если мотивы его вполне благородны), неприемлема. Если эта воля пойдет вразрез с законами рынка, пострадают уже не продавцы контрафакта, а ритейлеры, желающие продавать вполне легальную продукцию. Ведь на честных продавцов система «ОКО» накладывает лишь обременения, а выгодна она прежде всего торговцам «пираткой», которые за счет оклейки дисков постараются сократить риски общения с милицией. Можно возразить, что на них-то схема и рассчитана, что она должна стимулировать исправление пиратов, но пока это не более чем слова.
Сергей Веснов считает, что сама система маркировки легальной продукции жизнеспособна, но ее следовало бы поручить общественному органу под эгидой городского правительства, например уже существующему Общественному совету по малому предпринимательству при губернаторе. Однако и это далеко не лучшее решение. На самом деле подобные варианты сертификации лучше оставить абсолютно добровольными, а с пиратством нужно бороться совсем другими методами, контролируя производство CD и DVD и расширяя спрос на легальную продукцию. Пока российские заводы продолжают штамповать дешевые пиратские диски и пока спрос на эти диски по-прежнему высок, торговлю контрафактом задушить не удастся. Она лишь примет еще менее цивилизованные формы.
Санкт-Петербург