Без амбиций – никуда

Спецвыпуск
Москва, 25.09.2006
«Эксперт Северо-Запад» №35 (289)
Разработка шельфа Баренцева моря и превращение Мурманска в крупный транспортный узел – главные приоритеты администрации Мурманской области в экономической сфере

Девяностолетие своего областного центра Мурманская область встречает со смешанными чувствами. С одной стороны, регион уже не первый год демонстрирует устойчивые темпы экономического развития. С другой – рост этот «однобок», ведь по сути его обеспечивают всего две отрасли – горнопромышленная и рыбная. Область обеспечивает 43% общероссийского производства никеля, 14% рафинированной меди, 100% апатитового концентрата и 14% рыбной продукции.

Не секрет, что Мурманская область изначально рассматривалась как важнейшая российская сырьевая провинция. Выход к двум морям (Баренцеву и Белому) и богатство полезными ископаемыми – вот та основа, на которой десятилетиями строилась экономика Кольского полуострова.

С оглядкой на мировые цены

Крупнейшие областные предприятия горнопромышленного комплекса – Кольская горно-металлургическая компания, «Апатит», «Олкон», Кандалакшский алюминиевый завод, Ковдорский ГОК – в значительной мере работают на экспорт и потому зависят от мировой конъюнктуры цен на цветные металлы, а также железорудный и апатитовый концентраты. С конца 2003 года эта конъюнктура вполне благоприятна, что позитивно сказывается как на финансовых результатах самих предприятий, так и на пополнении регионального бюджета. Так, по прогнозу департамента экономического развития области, отгрузка товаров в добывающей промышленности в текущем году вырастет на 13,3% (в действующих ценах), в обрабатывающей – на 10,9%. А доля налога на прибыль в общем объеме бюджетных поступлений выросла к середине нынешнего года до 25,6% против 22,4% годом ранее.

Однако благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура не стимулирует предприятия горнопромышленной отрасли к наращиванию объемов производства. В нынешнем году, по данным департамента экономического развития, прирост индекса промышленного производства в обрабатывающей отрасли составит всего 0,5%, а в последующие три года не превысит 1,1-1,7% ежегодно. Столь же скромны и оценки роста производства в сфере добычи полезных ископаемых. Отсюда – и малоутешительные прогнозы динамики индекса промышленного производства области в целом. В прошлом году он увеличился на 0,5%, в нынешнем запланирован рост на 0,9%, в следующем – на 1,4-2,2%, а в 2008-м – на 0,7-1%. Это в разы ниже, чем запланированный рост объемов производства по стране в целом.

Все это не может не сказаться и на динамике валового регионального продукта. Если в целом по России ВВП вырос в прошлом году на 6,4%, то ВРП Мурманской области увеличился лишь на 2,2%. Аналогичный дисбаланс – 6,1% в стране против 1,6% в области – ожидается и в нынешнем году.

Не наблюдается прорыва и в рыбной отрасли. Начавшийся в прошлом году рост оборотов завершился так же стремительно, как и начался. В 2006 году вылов рыбы и морепродуктов прогнозируется на уровне прошлого года (585 тыс. тонн), а обороты рыбопереработчиков должны вырасти лишь на 0,1% в нынешнем году и на 0,6% – в следующем. Главным сдерживающим развитие отрасли фактором является старение флота и порой невнятная политика федеральных властей (см. интервью с губернатором области Юрием Евдокимовым на стр. 40).

Металлурги завидуют энергетикам

Зацикленность экономики Кольского полуострова на сырьевых секторах и невозможность осуществить в них сколько-нибудь значимый прорыв не приводят к повышению уровня жизни. В советские годы представить себе, что мурманчанин со своими «северными» надбавками зарабатывает меньше ленинградца, было невозможно. Сейчас Мурманская область начала уступать Санкт-Петербургу по среднемесячной начисленной заработной плате. К середине года она едва подтянулась к 14 тыс. рублей. При этом существенный вклад в эту цифру вносят доходы жителей поселка Полярные Зори, обслуживающих Кольскую АЭС, – там средняя зарплата превышает 26 тыс. рублей.

Тревожно обстоят дела в области с занятостью населения. По данным аппарата полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе, уровень регистрируемой в Мурманской области безработицы (на 1 июля 2006 года – 3,3%) – не просто самый высокий во всем округе, но и один из самых высоких в стране. При этом в ряде районов региона ситуацию с занятостью можно признать вовсе критической. Так, в Терском районе официальная безработица достигла 19,5%, в Ловозерском – 7,2%. Даже в относительно благополучных Мончегорске и Кировске в службе занятости зарегистрированы 6,3 и 6% жителей соответственно.

Сближение уровня доходов мурманчан по сравнению с жителями других, более южных регионов страны, а также высокий уровень безработицы приводит к оттоку населения с Кольского полуострова. Согласно прогнозу социально-экономического развития Мурманской области на 2007-2009 годы, население региона ежегодно будет снижаться на 0,9% и к 2010 году сократится до 837,3 тыс. человек против 876,4 тыс. на начало прошлого года.

Стройкомплекс оживает

Это, в свою очередь, вызывает проблемы в строительном секторе. Отток населения приводит к большому количеству освобождающегося жилья на вторичном рынке, а превышение предложения над спросом сдерживает цены. По данным, которые были озвучены недавно на заседании областного правительства, во втором квартале средняя цена на вторичном рынке жилья за 1 кв. м общей площади составила 15,5 тыс. рублей – это лишь на 10% выше среднемесячной заработной платы в регионе.

Петербург, где цена квадратного метра четырехкратно превышает среднюю по городу зарплату, о такой диспропорции мог бы только мечтать. Но для строительного сектора Мурманской области столь низкие цены на вторичном рынке – повод скорее для тревоги, чем для радости. Невысокая рентабельность строительства и многолетний застой, порожденный высвобождением недвижимости на вторичном рынке, не способствовали развитию отрасли. Достаточно сказать, что по итогам 2005 года в Мурманской области было введено в строй 9 кв. м нового жилья в расчете на 1 тыс. жителей, тогда как в целом по федеральному округу этот показатель составлял 286 кв. м, а в целом по стране – 303 кв. м.

Однако в первом полугодии нынешнего года произошел настоящий взрыв строительства – введено в действие 5 тыс. кв. м жилья против 1,4 тыс. в январе-июне 2005 года. Согласно прогнозу социально-экономического развития области, в 2007 году в эксплуатацию может быть введено 30,3 тыс. кв. м жилья, а еще через два года эта цифра может удвоиться. Если этим прогнозам суждено будет сбыться, строительство в ближайшее время станет наиболее быстроразвивающейся отраслью региона.

Мнимые инвестиции

Диверсификация экономического потенциала – одна из главных задач областных властей. Не случайно прогноз социально-экономического развития области на ближайшие годы является двухсценарным. Первый вариант предполагает сохранение нынешнего уровня цен на цветные металлы и даже их некоторый дальнейший рост, второй построен на гипотезе, что в следующем году цены стабилизируются, а в последующие два года начнут снижение ориентировочно на 10%. В условиях такой зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры областным властям непросто формировать бюджет и принимать на себя определенный набор социальных обязательств.

Но диверсификация дается пока непросто. Принадлежность всех ведущих горнопромышленных предприятий области российским вертикально интегрированным холдингам не стимулирует приток в регион иностранных инвестиций. Их объемы остаются очень скромными. Правда, в первом полугодии иностранные инвестиции в экономику Мурманской области, по данным Росстата, достигли рекордной отметки в 80 млн долларов. Однако детальный анализ показывает, что на прямые инвестиции из этой суммы приходится не более 5%, а львиная доля – это иностранные банковские кредиты, что инвестициями можно назвать лишь с большой натяжкой. Да и происхождение прямых иностранных инвестиций, поступающих в основном с Кипра и Виргинских островов, наталкивает на мысль, что никакие они не иностранные, а самые что ни на есть российские.

Крупномасштабные инвестиции в область способны принести, пожалуй, два проекта – начало освоения шельфа Баренцева моря (Штокмановского газоконденсатного месторождения) и превращение Мурманска в крупный транспортный узел, своего рода северное «окно» России в Европу. Оба проекта долгосрочны, трудоемки и затратны. И оба требуют бесконечных согласований на федеральном уровне.

Ставка – на крупные проекты

Особую значимость в плане диверсификации экономики и доходных бюджетных источников отводится транспортному проекту. Близость к европейскому и американскому рынкам, ограниченная пропускная способность балтийских, черноморских и дальневосточных портов – главные аргументы в пользу создания на Мурмане крупного транспортного узла. Этот проект находит понимание на федеральном уровне, но пока больше на словах: Генеральная схема развития Мурманского транспортного узла лежит в правительстве РФ больше года и до сих пор не утверждена. Ждет своего часа и правительственное постановление об открытии Мурманского морского торгового порта для международного сообщения и захода иностранных судов.

В нынешнем году в Мурманском порту будет переработано около 27 млн тонн различных грузов, что на порядок меньше потенциальных возможностей порта. Не дожидаясь решений федеральных чиновников, нефтяные компании сами начинают активное использование преимуществ Мурманска как транспортного узла. Так, корпорация «Синтез» намерена построить на западном берегу Кольского залива нефтеперевалочный комплекс, который сможет обрабатывать к 2015 году до 25 млн тонн нефти в год. Введение в строй первой очереди может состояться в 2008 году.

Основные усилия руководства области направлены именно на «продавливание» крупных проектов. У Юрия Евдокимова на федеральном уровне, конечно, куда меньше помощников-лоббистов, чем, например, у губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко. Но выбор у него невелик: без реализации новых крупных проектов областная экономика будет продолжать прирастать лишь на 0,5-1% в год, что не соответствует амбициям областных властей и не способствует решению задачи повышения уровня жизни в регионе.

Мурманск – Санкт-Петербург

Из истории Кольского полуострова

В конце первого тысячелетия нашей эры территорию Кольского полуострова населяли саамы. Они вели кочевой образ жизни, ловили рыбу, били морского зверя, занимались оленеводством. Русские стали появляться на полуострове в ХV веке. С XIX века началось интенсивное заселение Мурманского побережья – в феврале 1883 года был образован Кольский уезд с центром в городе Кола, в 1899 году возникло новое городское поселение и порт, которому было присвоено наименование Александровск (сейчас – город Полярный).

В 1914 году началось строительство железной дороги на Кольский полуостров из Петрозаводска. Это было продиктовано необходимостью получения военных грузов от союзников России в первой мировой войне. Железную дорогу построили менее чем за два года. Одновременно начал сооружаться торговый порт. 4 октября 1916 года был основан город Романов-на-Мурмане, который после февральского переворота 1917 года переименовали в Мурманск.

В июне 1921 года Александровский уезд Архангельской губернии, в которую почти два века входил Мурманский край, был преобразован в губернию с центром в городе Мурманске, а 1 августа 1927 года губерния превратилась в Мурманский округ и вошла в состав Ленинградской области.

В конце 1920-х – начале 1930-х годов в Хибинском горном массиве началась разработка апатитовых месторождений, был построен горно-химический комбинат (ныне – АО «Апатит»). В середине 1930-х годов закончилось сооружение крупнейшего в стране рыбообрабатывающего комбината, создан судоремонтный завод. В 1936 году на месте Монче-тундры («монче» в переводе с саамского – «красивая») строится медно-никелевый комбинат «Североникель» (он сейчас входит в структуру Кольской ГМК). В том же году организована единая кольская энергосистема «Колэнерго».

Сейчас территория области составляет 144,9 тыс. кв. км, население – 865 тыс. человек. В недрах Кольского полуострова открыто более 60 крупных месторождений различных видов минерального сырья. Добывается почти три десятка видов полезных ископаемых, наибольшую ценность из которых имеют руды фосфора, титана, железа, алюминия, меди, никеля, циркония и других редких металлов. Значительны запасы слюды, керамического сырья и сырья для строительных материалов, облицовочного камня, полудрагоценных и поделочных камней.

У партнеров

    Реклама