Каковы реальные дела

Тема недели
Москва, 25.09.2006
«Эксперт Северо-Запад» №35 (289)
О легальности диска может свидетельствовать только заводская гравировка

Некоммерческое партнерство «ОКО» стремится внедрить схему собственного изобретения, которая должна подтверждать, что продаваемые диски являются лицензионными. Ритейлеры, вступившие в это НП, соглашаются на оклейку CD и DVD, «проверенных» партнерством, специальными марками. Предполагается, что продукция, продающаяся без маркировки, будет сигналом для правоохранителей. Однако возникает вопрос: каким образом подобная наклейка может свидетельствовать о легальном характере диска? Мы обратились за разъяснениями в Российскую антипиратскую организацию (РАПО) по защите прав на аудиовизуальные произведения (объединяет российские и иностранные кинокомпании). На вопросы корреспондента «Эксперта С-З» отвечает представитель РАПО в СЗФО Сергей Замятин.

– Что вы думаете об инициативе НП «ОКО», предполагающей оклейку дисков марками? По идее, эти марки должны подтверждать лицензионный характер продукции.

– Любые изменения в дизайне лицензионной продукции должны быть согласованы с правообладателями. Не уверен, что наклейку марки можно считать изменением дизайна, но в любом случае в РАПО, к правообладателям, никто по этому поводу не обращался. Если рассуждать с практической точки зрения, то существует постановление российского правительства от 28 апреля 2006 года №252 «О лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальной продукции и фонограмм на любых видах носителей». В постановлении, в частности, сказано, что лицензионным требованием при осуществлении этой деятельности является «нанесение наименования лицензиата и номера лицензии… на внутреннее кольцо оптического диска вокруг установочного отверстия со стороны считывания».

Если перевести это на более простой язык, то это значит, что на любом диске, легально выпущенном в России, должна быть гравировка с названием производителя (завода) и номером его лицензии. Этого требует закон «О лицензировании», это нечто вроде акцизной марки, без нее алкоголь признается контрафактным. Поэтому наклейки, о которых вы говорите, не являются признаком легальности продукции. В лучшем случае это дублирование той маркировки, которая и так уже предусмотрена федеральным законодательством.

– Чего можно добиться такой оклейкой?

– Утверждают, что цель этих нововведений – легализация петербургского рынка аудиовизуальной продукции. Если такими мерами НП «ОКО» сможет легализовать рынок, то мы первые споем им осанну. Кажется, сейчас в магазинах стало меньше дисков типа «4 в 1», «8 в 1» и т.д., и если этого добилось «ОКО», то честь ему и хвала. Но все это пока только слухи да декларации, а их я комментировать не хочу. При администрации города создана рабочая группа, где «ОКО» будто бы представляет правообладателей. РАПО в эту группу не приглашали, хотя мы представляем 90% обладателей прав на кинофильмы. Вот каковы реальные дела.

– Но на практике в магазинах тех сетей, которые вступили в НП «ОКО», продолжают продавать и не оклеенные марками диски, причем с явными признаками контрафакта. Руководство НП утверждает, что с пиратством надо бороться не сразу, а постепенно. Как вы относитесь к этому подходу?

– Представьте себе, что кто-то объявил борьбу с торговлей наркотиками и сказал: давайте постепенно уничтожать наркодилеров. Одних уничтожим, а другие пусть пока немного попродают. Или, например, решили бороться с террористическими отрядами, но только с теми, кто заходит в определенное село, а других не трогать. Как можно одной рукой искоренять пиратов, а другой давать отмашку – ну пусть еще немного поработают? Можно либо бороться с пиратством, либо не бороться. Возможно, есть какой-то третий путь, которого я не знаю, может быть, об этом пути и говорят в «ОКО»? Но для тех, кого представляет РАПО, не может быть двойных стандартов. Правообладателям ясно, что такими способами аудио- и видеоторговлю не легализуют. Если кто-то берет на себя смелость регулировать городской рынок, это его дело. Но это не борьба с пиратством.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама