Контейнеры против угля

2 октября 2006, 00:00
  Северо-Запад

Конфликт между Мурманским морским торговым портом и ОАО «РЖД» грозит остановкой Мурманского транспортного узла

21 сентября вице-президент ОАО «РЖД» Сергей Козырев запретил отгрузку угля в направлении Мурманского морского торгового порта (ММТП). Уже к 28 сентября на портовой станции вагонов с углем не было вообще. По прогнозам аналитического отдела ММТП, если ситуация не разрешится в оперативные сроки, в октябре порт просто остановится из-за отсутствия поставок.

Конфликт между РЖД и ММТП назревал давно. Железнодорожники недовольны портовым сервисом ММТП – неудовлетворительной выгрузкой вагонов в порту и наличием многочисленных брошенных поездов. В свою очередь, в порту находят, что причины кризиса – в недобросовестной работе РЖД.

Впрочем, наблюдатели не исключают, что противоречия сторон выходят за рамки исключительно «сервисных» претензий, обычных для отечественного транспортного рынка. Мурманский порт, сильно зависящий от угольного экспорта, в последнее время ищет новые пути развития. Одно из возможных направлений – контейнерное. Оно более перспективное и технологичное, но не столь транспортоемкое с точки зрения железнодорожных грузоперевозок, как угольное. В частности, в сентябре был оглашен план строительства в порту контейнерного терминала, мощности которого будут обслуживать нефтегазовые месторождения шельфа северных морей. Стоимость проекта – более 500 млн долларов. В рамках предварительных договоренностей с проектировщиками новая инфраструктура будет вводиться в том числе за счет территорий ряда угольных терминалов, что не могло не обеспокоить руководство РЖД.