Диалектика цены

23 октября 2006, 00:00
  Северо-Запад

Оригинальный взгляд на трансформацию влияния цены на потребительские предпочтения российских автомобилистов имеет директор по продажам и маркетингу группы компаний «Сигма» Олег Швыдкый.

 pic_text1

– Есть устоявшееся мнение, что российский рынок можно завоевать только низкой ценой. Согласны ли вы с этим?

– Есть такое мнение. Если действительно какой-то бренд создаст современный, динамичный и красивый автомобиль, даже без серьезных «наворотов», стоимостью около 10 тыс. долларов, то он достаточно быстро завоюет рынок. Это в свое время могла сделать Chevrolet-Niva, но с существующим качеством, ценой и объемом производства ей это не удалось.

Но есть бренды, для которых низкая цена является главным аргументом на рынке, хотя их автомобили для наших северных широт не очень-то подходят.

– Если вы имеете в виду корейские автомобили, то они сегодня успешно продаются во всем мире и объемы их продаж превышают объемы продаж многих европейских брендов...

– Рассматривать жизнь любого бренда в мировом масштабе нельзя. Надо говорить о локальных рынках. Несомненно, на японском рынке ни один европейский бренд не может рассчитывать на весомую долю. Есть американский рынок, который формировался не один год, сейчас там происходит пересмотр предпочтений потребителей. В России тоже идет трансформация, а если быть точным, начальное формирование потребительских предпочтений.

Сегодня основной прирост потребителей иномарок в России происходит за счет людей, которые раньше ездили на автомобилях ценой 5-7 тыс. долларов. При этом владельцы «ВАЗов» и подержанных иномарок уже имеют жизненный опыт и покупают новый автомобиль. Проходит мода на подержанные автомобили, в том числе и на японские, американские. Подержанный автомобиль, даже американский, еще недавно бывший модным, сегодня в глазах окружающих является свидетельством того, что у владельца просто нет денег на новый. Это стало непрестижно. К тому же людям нужны гарантии, поскольку все знают, как дорог послегарантийный ремонт.

Почему у нас сегодня покупают китайские автомобили, продолжают покупать корейские? Здесь дело не только в цене. Не имея автомобильной культуры, многие не понимают, чем одна машина лучше другой. Но идет активное освоение этой культуры. Пересаживаясь на другой автомобиль, мы что-то для себя открываем. И каждый ищет оптимальный вариант.

Купить автомобиль за 20 тыс. долларов и выше большинству пока очень сложно психологически. А вот за 10 тыс. – уже нормально. При этом финансово, с учетом доступности автокредитов, они могут позволить себе машину и за 30 тыс. долларов. Для этого сегодня надо иметь всего 6 тыс. долларов на руках, доход 1,2-1,3 тыс. долларов в месяц и оформить кредит на пять лет.

Но, потренировавшись на автомобилях ценой до 10-15 тыс. долларов, люди будут покупать модели более высоких ценовых категорий. Движение по модельной линейке одного бренда понятно и происходит у большинства производителей. Мы это видим даже на примере Skoda. Если люди покупают первый новый автомобиль, то им становится Octavia Tour, следующий – либо новая Octavia, либо Superb.

Этого не происходит только там, где с автомобилями были проблемы. Почему до сих пор покупают Daewoo Nexia? Не потому, что это очень хорошая машина. То же самое и с некоторыми другими моделями. И чем выше по классу и дороже автомобиль этого типа, тем больше противоречий между ожиданиями потребителя и качеством автомобиля. Так что «корейский период» на российском рынке скоро завершится.

– Почему же этого не произошло до сих пор?

– Первая причина связана с тем, что большие скачки даже в таком приятном деле, как потребление, даются нелегко. Это проявляется не только на автомобильном рынке. Какое-то время назад многие товары и продукты питания премиум-сегмента продавались плохо. Покупать чай за 500 рублей, кофе за 800 и колбасу за 1200 было непривычно. Однако сейчас это уже начали покупать.

Процесс психологического переосмысления на автомобильном рынке уже пошел. Ездил человек на автомобиле за 5-7 тыс. долларов и был доволен или недоволен. Решил купить новый – чтобы не иметь тех проблем, которые имел, умножил цену на два. Умножить на три ему уже сложно, а на четыре – еще сложней. Особенно если учесть то, что все остальное окружение – как он живет, как живут его коллеги – мало меняется. Поэтому покупка нового автомобиля – это некоторый рост.

Сегодня мы можем констатировать, что возможности для развития статуса личности у нас неодинаковы. Если посмотреть на рынок жилья, то самая дешевая квартира стоит 100 тыс. долларов, причем среда там такова, что в парадных могут нагадить, ударить монтировкой по голове. А на автомобильном рынке за эти деньги можно купить Lexus или «семерку» BМW. Но такой человек как-то в такую квартиру не вписывается. Так что сегодня оказалось, что новый автомобиль – самое простое, что можно себе позволить. Сейчас это способствует росту объемов продаж корейских автомобилей, но через какое-то время ситуация изменится в сторону более дорогих и качественных моделей.

Вторая причина связана с тем, что при росте доходов у людей есть неуверенность в завтрашнем дне. Поэтому люди осторожничают, опыт принятия долговых обязательств у многих небольшой. Для них психологически очень непривычно, что они должны много денег. Поэтому значительные выплаты по кредиту, особенно на длительный срок, слишком «напрягают» потребителя, который финансово может купить более дорогой автомобиль. Но постепенно конкуренция банков делает условия кредитования либеральными и прозрачными, это становится модным. Характерно, и наш опыт об этом свидетельствует, что большинство кредитов гасится досрочно. В момент заключения кредита люди стремятся получить минимальный ежемесячный платеж, а года через полтора ищут возможность досрочного погашения.

– К чему же это приведет? Ведь уже сегодня автомобилей Audi, BMW и Mercedes-Benz на наших улицах больше, чем в городах Европы?

– Продажи марок премиум-сегмента тоже будут расти опережающими темпами, так как падает психологический барьер, эти автомобили становятся более доступными. Если у человека есть доход, квартира, устроены дети, то покупка автомобиля за 30-40 тыс. долларов – это вопрос кредита на два года. А если учесть trade-in, кредит с обратным выкупом, то это вообще какая-то сказка, прелесть да и только.

Но рост сегмента премиум – это несколько другая категория. В автомобили класса премиум пересаживаются не с «ВАЗов». Процент людей с более высоким достатком не увеличивается, но внутри этого круга дорогой автомобиль – это статус, возможность его наглядно продемонстрировать.

– Вы думаете, статусная роль автомобиля в России будет расти?

– Статус важен для каждого человека, он учитывается в процессе формирования некого гармоничного пространства, которое каждый обустраивает всю жизнь. И хотя в России этот процесс находится только на первой трети пути, марка автомобиля становится важна даже на дорогах, так как она подчеркивает престиж. Мой личный опыт: когда на Skoda Superb начинаешь ездить так же, как на Volkswagen Passat, гудят. А на Volkswagen не гудят. Поэтому моя жена категорически отказалась ездить на Skoda. Чем дороже автомобиль, тем больше имидж марки работает на престиж владельца. Если мы говорим, что стремимся жить как в Европе, у нас строятся и ремонтируются дороги, у нас растут доходы, то почему мы должны ездить на японских или корейских автомобилях? Ведь мы не японцы.

– Но ведь Япония делает в Европе автомобили для Европы, а в Америке – для Америки?

– Народ из России ездит в Турцию и в Египет отдохнуть, а посмотреть на жизнь ездят в Европу. Посмотреть, что там едят, что пьют, на чем ездят, куда ходят, что слушают. Если мы считаем себя европейцами, то почему мы должны кардинально отличаться от европейцев в автомобильных предпочтениях?

В Европе тоже что-то произойдет с автомобильным рынком. Агрессивный выход Японии и Кореи на европейский автомобильный рынок приведет к тому, что какую-то долю на этом рынке они получат. Но вряд ли кардинально изменятся предпочтения европейцев. Там цена – это не все. В Европе комфортное пространство уже определенным образом сформировано. И вопрос экономии на транспортном средстве там тоже стоит, как всегда и у всех потребителей. Но он стоит не так остро, как у нас, когда человек думает, купить ему очередной «ВАЗ» или новую иномарку. В Европе другие приоритеты. И эти приоритеты постепенно приходят и в нашу жизнь.