Литовцы требуют сатисфакции

11 декабря 2006, 00:00
  Северо-Запад

Литовские перевозчики явно не намерены прощать латышам убытки, которые они понесли благодаря десятидневной блокаде границы

Во время недавнего саммита НАТО в Риге латвийские таможенники перекрыли границу с Литвой. Вначале они ссылались на ливни, которые якобы залили дороги. Затем мотивировали свой шаг мерами безопасности в связи с саммитом НАТО. Звучала и более правдоподобная версия – что пограничники, пропуская грузовики в час по капле, тем самым сдерживают еще более ужасные «пробки» на российско-латвийской границе.

Спустя несколько суток с начала образования «пробки» литовские перевозчики стали фиксировать простои, заполняя специальные анкеты. При этом оценили сутки простоя в 860-930 литов. Одновременно они обратились к своим властям за помощью. Власти откликнулись. После резких объяснений президента Литвы Валдаса Адамкуса с первыми лицами Латвии и его жалоб главе Еврокомиссии Жозе Мануэлю Баррозу во время Рижского саммита НАТО ситуация на литовско-латвийской границе нормализовалась – через день после завершения саммита благодаря усилиям латышских пограничников километровые очереди быстро исчезли.

Однако литовцы не успокоились. Вице-президент Литовской ассоциации перевозчиков Йонас Грубаускас придерживается распространенной версии, что за всей этой историей скрывается корыстный интерес Рижского порта. «Перед Рождеством поток грузов в Россию всегда растет. Поэтому в портах скапливается много грузов. В этой ситуации, вполне возможно, латвийские власти решили подыграть своим, пропуская латвийские машины и задерживая литовские и прочие. А это могло отрицательно отразиться и на Клайпедском порту, поскольку заказчики, увидев, что творится, могли часть грузов направить не в Клайпеду, а в Ригу. И если Еврокомиссия не предпримет санкций против Латвии, такая ситуация может повториться», – рассуждает он.