Обманчивая простота

В 2007 году отечественные транспортные компании понесут серьезные убытки, несмотря на то что в России упрощается таможенное администрирование

С 1 января 2007 года в России начинает действовать новый документ для таможенного оформления и транзитных перевозок – грузовая таможенная декларация/транзитная декларация (ГТД/ТД). Она позволит участникам внешнеэкономической деятельности использовать единый комплект бланков вместо применяемых в настоящее время отдельных бланков грузовой декларации и транзитной декларации. Как сообщили в пресс-службе Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ, введение новой декларации является промежуточным шагом в подготовке страны к интеграции в общеевропейскую процедуру транзита. Эта процедура регламентируется Конвенцией об упрощении формальностей в торговле товарами, подписанной в 1987 году Евросоюзом и государствами – членами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). На данный момент конвенция действует в 32 странах.

Долго запрягали

В нашей стране грузовая таможенная декларация была введена в практику оформления товаров в 1989 году. Ее прообразом стал действующий в ЕС единый административный документ (ЕАД), который используется универсально – при вывозе, ввозе и транзите товаров. Введение ГТД серьезно сократило объем документооборота, позволило вести автоматизированную обработку данных.

Значение ГТД для таможенных целей велико. В этом документе участник внешнеэкономической деятельности заявляет основные сведения о товарах (их наименования, стоимость, вес, коды по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности), по нему начисляются и взимаются таможенные платежи.

Однако со временем ГТД стала отличаться от европейского аналога. Кроме того, для таможенного оформления транзитных товаров была введена отдельная форма – документ контроля доставки товаров. Как отмечают эксперты, это связано с тем, что российская таможня привыкла работать на основании постоянно изменяющихся приказов и распоряжений (нередко противоречащих друг другу), которые в одночасье могут менять уже сложившуюся практику. На Западе изменения в этой области происходят очень редко, что обеспечивает бизнесу стабильные правила игры. Понятно, что чем более непостоянны эти правила, тем шире возможности для злоупотреблений как со стороны таможни, так и со стороны бизнеса.

Во многом именно поэтому решения, способные серьезно улучшить практику таможенного администрирования, принимаются в России очень медленно. Так, еще в 1994 году Россия и ЕС подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое предусматривает в числе прочего гармонизацию и упрощение таможенных процедур, а также установление взаимосвязи между транзитными системами ЕС и России. Однако только через 12 лет ФТС запускает ГТД/ТД.

Время на притирку

Для того чтобы с нового года таможенные нововведения заработали без сбоев, в декабре ФТС проводит тестовые испытания новой системы, а таможенники и участники внешнеэкономической деятельности, которым предстоит работать по новым правилам, проходят переобучение. Тем не менее, как отмечает директор Региональной ассоциации таможенных брокеров «Северо-Запад» Роман Козлов, по опыту перехода России на новый Таможенный кодекс (ТК) можно ожидать, что некоторое время на адаптацию все-таки потребуется. «С 1 января вводится не только новая декларация, но и новые таможенные тарифы. Кроме того, в ФТС обновлено практически все управленческое звено, которому потребуется время на вхождение в курс дела. Вот и получается: в течение года после этого всю таможенную систему будет лихорадить и транспортники должны быть готовы к тому, что понесут колоссальный ущерб от простоев», – прогнозирует экс-глава Балтийской таможни, заместитель генерального директора ЗАО «Евросиб-логистика» Александр Пучков.

Ложка дегтя

Первый заместитель начальника Сибирского таможенного управления по таможенному контролю Константин Винс считает, что ГТД/ТД позволит точнее отслеживать грузы на территории РФ. «Если груз вышел из Китая в сторону Финляндии, нам будет гораздо проще отследить, что он действительно доставлен в Финляндию, а не в Рязань, например», – уверен Винс. Действительно, недоставка груза остается одной из серьезных проблем, пробивающих ощутимую брешь в общем объеме таможенных платежей. Широкое распространение получили схемы «ложного транзита», когда по документам груз должен следовать транзитом, скажем, в Казахстан, но после вхождения в Россию остается на ее территории. Естественно, таможенные пошлины не платятся вовсе.

По мнению таможенников, с нового года за счет упрощения процедуры экспортно-импортных операций вырастет привлекательность российской территории для транзита грузов между Европой и Юго-Восточной Азией (ЮВА). Транспортный коридор Запад – Восток позволяет практически в два раза сократить доставку грузов между ЕС и странами ЮВА: через Россию они будут идти 16-17 дней вместо 30 дней через Индийский океан. Однако на деле возможности российского транзита крайне ограничены из-за неразвитости транспортной инфраструктуры. По статистике, средняя скорость движения грузов в ЕС составляет 60 км в час, у нас – 30 км в час, то есть в два раза медленнее.

Санкт-Петербург