Доросли друг до друга

Спецвыпуск
Москва, 18.12.2006
«Эксперт Северо-Запад» №47 (301)
Бизнес готов инвестировать средства в инженерно-энергетическую инфраструктуру Санкт-Петербурга, особенно если встречает реальное содействие со стороны государства

В Санкт-Петербурге расширяется практика участия бизнеса в развитии объектов тепло- и электроэнергетики, что заметно выделяет город на фоне других регионов. Осознавая остроту и масштаб проблем инженерно-энергетической инфраструктуры Петербурга, сдерживающих в первую очередь развитие новых территорий, городские власти стремятся в различных формах задействовать возможности бизнеса. В ряде случае Смольный сам инициирует такого рода крупные, системные проекты.

Но отнюдь не только импульсы «сверху» подталкивают бизнес заниматься проектами в сфере энергетики. На рынке возникает объективный спрос на инфраструктурные объекты, создание которых не могут обеспечить в приемлемые сроки и на разумных условиях ни государство, ни профильные компании-монополисты. Зачастую именно проблемы инженерии сдерживают реализацию все более масштабных девелоперских проектов, и частный бизнес не готов мириться с такой ситуацией.

Частное инвестирование в энергетику сталкивается с несовершенством законодательной базы и, соответственно, с достаточно высокими рисками. Впрочем, некоторые позитивные подвижки и здесь наблюдаются. В конце ноября 2006 года правительством РФ утвержден наконец проект типового договора для концессионных проектов в сфере энергетики – без этого документа не мог заработать закон «О концессионных соглашениях», формально вступивший в силу полтора года назад. В свою очередь, правительство Санкт-Петербурга внесло на рассмотрение Законодательного собрания проект закона «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах», который также применим для инвестирования в энергетику.

Пробный метод

«В течение трех лет мы фактически экспериментируем, выбирая для различных объектов наиболее оптимальные формы взаимодействия с инвесторами, – отмечает председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению (КЭиИО) Санкт-Петербурга Александр Бобров. – Общей проблемой является то, что, к сожалению, нормативная база и система тарифообразования, устанавливаемая на федеральном уровне, по-прежнему отстают от потребностей экономики и не способствуют притоку инвестиций в отрасль. Поэтому сегодня реализация крупных инвестиционных проектов в энергетике без участия государства невозможна – в любом случае необходима некая форма частно-государственного партнерства».

В Петербурге практика осуществления проектов в сфере энергетики с привлечением средств инвесторов складывается «опытным путем» – при решении конкретных инфраструктурных проблем. В ряде случаев использовались формы, которые предвосхитили федеральное законодательство. Некоторые модели с учетом полученного опыта нашли отражение в проекте закона Санкт-Петербурга о государственно-частных партнерствах. Но есть отдельные примеры, когда выбранная схема оказалась недостаточно совершенной и в дальнейшем не будет тиражироваться.

Это относится к первому проекту с участием инвесторов, который был инициирован администрацией губернатора Валентины Матвиенко. В начале 2004 года было решено построить тепломагистраль от Северо-Западной ТЭЦ к Приморской котельной, чтобы кардинально улучшить ситуацию с обеспечением теплом северо-приморской части города и, в перспективе, территорий Каменки. Строительство объекта стоимостью около 2 млрд рублей осуществляло ЗАО «Тепломагистраль», учрежденное Внешторгбанком, Банком «Санкт-Петербург» и ГУП «ТЭК СПб».

На рынке возникает объективный спрос на инфраструктурные объекты, создание которых не могут обеспечить в приемлемые сроки и на разумных условиях ни государство, ни профильные компании-монополисты

Окупить вложения предполагалось за счет тарифной выручки за транспортировку тепла, то есть разницы между отпускной стоимостью тепла (по сути, выбрасываемого ТЭЦ в атмосферу) и его ценой для потребителей. Бобров изначально скептично оценивал намерения инвесторов окупить вложения за пять лет, называя срок не менее семи лет. Тепломагистраль была построена в предусмотренный срок – к началу отопительного сезона 2006-2007 годов. Но инвесторов не устроили перспективы окупаемости проекта и доходность дальнейшей эксплуатации трубы. В итоге недавно принято решение выкупить ее в собственность городской казны. Впрочем, город в любом случае оказался в выигрыше: построен важный для развития Приморского района объект, профинансировать который напрямую из бюджета в то время было невозможно.

Дежурный инвестор

Зато схема комплексной реконструкции систем теплоснабжения городских районов, которая применяется дочерними структурами ОАО «Газпром», оказалась вполне жизнеспособной (впрочем, для компании уровня «Газпрома» большой срок окупаемости – восемь и более лет – не является препятствием). Первый проект по Петроградскому району, заявленный в 2004 году, как признает Бобров, стал следствием политического решения. Однако схема устроила обе стороны и была использована в Курортном и Петродворцовом районах. Смольный намерен ее применять и в дальнейшем.

В принципе, эта модель – аналог концессии. Инвестор за счет собственных средств реконструирует и строит котельные (часть устаревших котельных закрывается или переводится на газ, оптимизируются схемы теплообеспечения района), перекладывает теплосети. Все имущество остается в собственности города, инвестор же получает его в аренду на 25 лет. Стоимость проектов ООО «Петербургтеплоэнерго» в Петроградском и Курортном районах составила более 3,5 млрд рублей. Механизм возврата средств, которые должны быть вложены в течение трех-четырех лет, предусматривает, что из бюджета города в течение 10 лет будут выделяться субсидии. «Это субсидии на увеличение стоимости государственного имущества, которое создано инвестором, но не принадлежит ему, – поясняет Бобров. – На весь период разрабатывается тарифная модель, где по годам просчитывается, как будут меняться тарифы и субсидии, и законом Санкт-Петербурга принимается соответствующая целевая программа».

  Фото: Сергей Грачев
Фото: Сергей Грачев

В отличие от тарифов на электроэнергию, установление тарифов на тепло относится к компетенции региональных властей, и это позволяет обеспечивать приемлемую для инвесторов доходность. При этом предусматривается, что тарифы могут увеличиваться лишь для потребителей – юридических лиц. «Как показывает опыт Петроградского района, повышение тарифов носит разовый характер и уже на второй год они могут понижаться, – отмечает председатель КЭиИО. – В 2007 году у всех предприятий тарифы растут, а у „Петербургтеплоэнерго“ снижаются – при таком тренде через пару лет тарифы сравняются. Увеличивается количество новых котельных, они более эффективны и позволяют экономить газ, а поэтому возможно снижение тарифов».

В отличие от двух первых проектов, где инвестор определялся без конкурсных процедур (что вызвало возражение, в частности, антимонопольной службы), по проекту в Петродворцовом районе Фондом имущества Санкт-Петербурга проводился конкурс. По итогам конкурса на право заключения договора аренды 43 объектов теплоэнергетики сумма инвестиций, которую претендент обязался вложить в их реконструкцию и строительство, выросла с 1 до 2,4 млрд рублей, а срок окупаемости – с 8 до 13 лет. Соответственно, ОАО «Петербургэнергосбыт» (тоже «дочка», а точнее «внучка» «Газпрома») предложил больший объем работ (а также возможность увеличения мощности источников теплоснабжения), чем другой участник конкурса – компания «Лентеплоснаб».

Возможно, применение концессионной схемы сделает участие в конкурсах привлекательным для более широкого круга инвесторов. Следующий проект – по реконструкции системы теплоснабжения Центрального и Адмиралтейского районов (она включает около 160 котельных) – будет проводиться, по словам Боброва, в марте-апреле 2007 года на основе закона «О концессионных соглашениях». Одновременно в 2007 году начнется реконструкция принадлежащей ОАО «ТГК-1» Центральной ТЭЦ, располагающейся на трех площадках в центре города, и в определенной степени оба эти проекта будут связаны.

Частные первопроходцы

В сфере генерации не имеющим аналогов в России проектом, который полностью реализуется на средства частных инвесторов, является Юго-Западная ТЭЦ (мощностью 540 МВт электричества и 660 Гкал/ч тепла). Группа «Синтез», специализировавшаяся на бизнесе в сфере нефте- и газодобычи и переработки, инвестирует в проект около 600 млн долларов. Первая очередь ТЭЦ будет введена к отопительному сезону 2008 года, вывести же станцию на проектную мощность планируется в четвертом квартале 2011-го.

Проект строительства ТЭЦ на юго-западе Петербурга был инициирован Смольным весной 2005 года. Стимулом послужило выполнение городом обязательств по тепло- и электроснабжению комплекса «Балтийская жемчужина», который строится китайскими инвесторами. Впрочем, власти и до того осознавали потребность в создании нового энергоисточника, необходимого для развития территорий на юго-западе. Группа «Синтез», только приступившая к своему первому в Петербурге проекту – строительству крупного жилого комплекса в Невском районе, – конструктивно отреагировала на предложение властей Петербурга и рискнула заняться новым видом бизнеса.

«Конечно, наше решение не было спонтанным, скорее спонтанным было согласие задуматься о подобном проекте, – говорит генеральный директор ОАО „Юго-Западная ТЭЦ“ Григорий Фельдман. – В апреле 2005 года мы услышали о возможном проекте, а в июне взяли на себя обязательства по строительству станции. Насколько было возможным за такие сроки, мы просчитали бизнес-план проекта, учитывая различные факторы – экономические, технологические, политические. Помню, что во время этой работы я буквально ночевал в офисе! И мы пришли к выводу, что проект инвестиционно привлекателен, при этом взаимовыгодные партнерские отношения с городом обеспечивают дополнительные гарантии». «Действительно, в проекте сразу было много неизвестных величин, но мы договорились, что город застрахует часть рисков, и инвестор поверил, что правительство не обманет его, – говорит Бобров. – Проект настолько уникален для российской энергетики, что многие вещи приходится обкатывать по ходу дела. К примеру, когда инвесторы пришли за условиями присоединения в ФСК ЕЭС, там вообще не знали, как с ними разговаривать, и удивлялись, что у инвесторов могут быть намерения построить частную ТЭЦ».

Бизнес на потреблении

Разумеется, один из ключевых факторов эффективности проекта – установление тарифов, содержащих адекватную инвестиционную составляющую. Сложность состоит в том, что, несмотря на наличие у города прерогатив по регулированию тарифов на тепло, принятие окончательных решений все равно связано с компетенцией Федеральной службы по тарифам, поскольку на ТЭЦ комбинированный цикл производства тепла и электричества. «В Федеральной службе по тарифам работают блестящие специалисты, которые легко разложат топливную составляющую, и если, условно говоря, город установит нам какой-то особо высокий тариф на тепло, то его сразу подрежут через тариф на электроэнергию, – констатирует Григорий Фельдман. – Но, конечно, мы собираемся очень тщательно обосновывать все наши капитальные затраты и уверены, что и город своим авторитетом будет помогать нам получить максимально возможные тарифы».

  Фото: Александр Крупнов
Фото: Александр Крупнов

Однако, как убежден Фельдман, следует заботиться не только о приемлемом сроке окупаемости проекта (он должен составить восемь лет) – важно создать условия, чтобы ТЭЦ и в дальнейшем могла приносить устойчивый доход. Главный фактор – гарантированное потребление тепла и электричества, и, судя по всему, городские власти будут способствовать этому. Так, готовится документация и проводятся торги на право застройки территорий вблизи станции (не считая «Балтийской жемчужины», где можно будет построить порядка 2,5 млн кв. м жилья). Причем заинтересованность инвестора в скорейшем развитии территорий вокруг ТЭЦ настолько велика, что Группа «Синтез», как отмечает Фельдман, намерена участвовать и в торгах на право комплексного освоения больших территорий на юго-западе (подразумевающее их инженерную подготовку). Другая мера, способствующая получению нагрузок на ТЭЦ, – переключение зоны теплоснабжения Красносельского района, обеспечиваемого в настоящее время Красносельскими котельными, на Юго-Западную ТЭЦ. Город заинтересован в этом в том числе с точки зрения улучшения экологической ситуации и сокращения потребления газа (благодаря более высокому кпд будущей ТЭЦ).

Кстати, не ограничиваясь проектом Юго-Западной ТЭЦ, Группа «Синтез» планирует построить по той же модели (финансовой и технической) ТЭЦ «Парнас» на севере города. Благодаря этому станет возможным наконец приступить к жилищной застройке территории Северной Долины (это более 3 млн кв. м жилья). Сейчас компания готовит ТЭО проекта, и, как утверждает Бобров, до середины 2007 года городом и инвестором будут приняты все необходимые решения. Чтобы стимулировать освоение земель, инвестор готов заняться инженерным обеспечением территорий в зоне нагрузок потребления будущей ТЭЦ.

Впрочем, одним из ключевых факторов, сдерживающих развитие проектов по созданию генерирующих мощностей, являются проблемы с гарантированными поставками газа. В случае с Юго-Западной ТЭЦ Смольный взял на себя роль главного лоббиста в отношениях с «Газпромом». Сегодня получено подтверждение, что первая очередь ТЭЦ будет обеспечена газом в объеме порядка 200 млн кубометров ежегодно. Однако после выхода станции на проектную мощность потребуется уже 990 млн кубометров газа. Необходимо и проведение большого объема работ по строительству газопроводов. Поэтому неудивительно, что ведутся переговоры о возможности вхождения ОАО «Газпром» в состав акционеров ОАО «Юго-Западная ТЭЦ» (такие перспективы обсуждались и с «Сибуром»). Впрочем, конкретных договоренностей пока нет.

Учитывая сложности с газообеспечением, примечателен альянс, складывающийся между ТГК-1 и ОАО «Новатэк» по проекту реконструкции ТЭЦ-14 (она также находится на юге города). Компания «Новатэк», которая является независимым производителем газа (вторым по величине после «Газпрома»), заинтересована в долгосрочных поставках и готова участвовать в строительстве газопровода к станции. Создание фактически новой ТЭЦ (две очереди по 320 МВт электрической мощности и 300 Гкал/час тепловой) не только позволит заместить выбывающие мощности ТЭЦ-14, но и конкурировать за новых потребителей с Юго-Западной ТЭЦ.

Подключение земли

Колоритный пример, когда частный девелоперский проект стимулирует строительство нового энергоисточника, – намыв 477 га территории на Васильевском острове для строительства Морского пассажирского терминала и общественно-деловой застройки. Как с самого начала заявлял президент ООО «Управляющая компания „Морской фасад“» Шавкат Кары-Ниязов, «обеспечение территории электро- и теплоэнергией является очень важным мероприятием, и мы не собираемся дожидаться в стороне, пока что-то будет сделано». Сейчас ведутся детальные переговоры о строительстве ТЭЦ с ТГК-1 и городом, и в обозримой перспективе планируется заключение трехстороннего соглашения.

Как сообщили в ТГК-1, речь идет о создании второй очереди Василеостровской ТЭЦ-7. По заказу компании Fortum (акционера ТГК-1) компания PЦYRY выполнила обоснование инвестиций проекта. Предполагается, что электрическая мощность новой станции, которая должна быть введена в эксплуатацию осенью 2010 года, составит 380 МВт, и 530 Гкал/ч – тепловая. На осуществление проекта потребуется 8,4 млрд рублей, кроме того, необходимо инвестировать 682 млн рублей в строительство теплосетей. В ближайшее время совет директоров ТГК-1 окончательно определится со стратегией участия в проекте.

В частности, рассматривается вариант проведения в 2007 году дополнительной эмиссии акций ТГК-1 и создания Объединенной энергетической компании (ОЭК), в уставный капитал которой могут быть внесены активы компании на Васильевском острове (ТЭЦ-7 и теплосети). Особый интерес к участию в проекте в качестве инвестора проявляет Fortum. По словам Боброва, «строительство новой ТЭЦ повлечет серьезную перестройку всей системы энергоснабжения Васильевского острова, но для города создание в рамках ОЭК конструкции из двух ТЭЦ будет благом, поскольку позволит повысить надежность энергоснабжения и создать резервы для развития». Как распределятся доли участников новой компании, будет решаться по итогам оценки имущества в ходе дальнейших переговоров.

Инвестиции в сети

Наконец, частные инвесторы – прежде всего крупные девелоперы, заинтересованные в решении проблем энергообеспечения своих проектов, – готовы вкладывать средства и в объекты электросетевой инфраструктуры.

Среди пионеров оказался холдинг «Адамант», построивший подстанцию 110 кВ на севере города, в районе пересечения Кольцевой автомагистрали и Выборгского шоссе. На территории около 50 га (часть ее была предоставлена городом на инвестиционных условиях еще в середине 1990-х годов) «Адамант» возводит один из крупнейших торгово-развлекательных комплексов «Осиновая роща» (площадью 150 тыс. кв. м). «Считается, что город предоставил нам инженерно подготовленную территорию, но мы вынуждены самостоятельно выполнять все работы, вплоть до строительства за собственный счет путепровода, – говорит генеральный директор ЗАО „Адамант“ Дилявер Меметов. – Когда стало очевидным, что существующие планы города по развитию электросетевых объектов не укладываются в разумные сроки, мы решили инвестировать собственные средства в строительство подстанции – речь идет о нескольких миллионах долларов. По договору с „Ленэнерго“, чтобы получить нагрузку, потребовалось также заменить километры кабельных и воздушных линий». Подстанция обеспечит электроснабжение строящегося рядом гипермаркета «Максидом» и, возможно, других объектов.

 Для бизнеса особенно важно, чтобы решение вопросов инженерного обеспечения искусственно не тормозило осуществление его планов. Так, ООО «Балторос», строящее на территории 280 га в Пушкине малоэтажный жилой комплекс «Славянка», после невыполнения «Ленэнерго» своих обязательств по оплаченным работам заключило договор о присоединении напрямую с ФСК ЕЭС и строит собственную подстанцию 220 кВ. Сложнее решается подобный вопрос у ОАО «КАД-Ленобласть», собирающегося построить на средства частных инвесторов подстанцию в районе Кудрово. Проблемы электроснабжения являются главным фактором, тормозящим развитие этой территории.

Как полагает Бобров, инвестирование в электросетевые объекты вряд ли может быть самодостаточным видом бизнеса: «Возникновение массы сетевых компаний чревато хаосом. После строительства подстанции и продажи мощности она уже не приносит прибыли. К тому же иллюзией является мнение, что плата за присоединение может давать какую-то сверхприбыль: большая часть средств уходит на создание распределительных сетей от подстанции до конкретного потребителя». Впрочем, в данном случае главным побудительным мотивом для инвестора является отнюдь не получение прибыли – его интересует обеспечение своих собственных потребностей. Однако формат частно-государственного партнерства в энергетике явно устраивает всех и, чтобы эта схема работала, власти и монополисты должны создавать прозрачные и максимально удобные процедуры.

Санкт-Петербург

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№47 (301) 18 декабря 2006
Демографическая политика
Содержание:
Реклама