Рост доходов населения Эстонии привел к неожиданному эффекту – в некоторые сегменты рынка вернулся забытый с советских времен дефицит. Так, по словам директора салона крупнейшего в стране производителя кухонной мебели AS Arens-Mццbli Ауне Меэлинд, еще год назад заказанную на их предприятии продукцию можно было получить через месяц, а сегодня приходится ждать не менее трех месяцев. Примерно на треть увеличились сроки ожидания заказов на двери и окна. Одновременно наблюдается существенная нехватка строительных материалов местного производства – доломитовых отделочных плит, пенобетонных блоков, некоторых марок кирпича и кровельных изделий.
Структурный дефицит
Аналитики, однако, не склонны преувеличивать значение подобного явления. По мнению известного в Эстонии эксперта профессора Льва Голуба, речь идет не о тотальном, как в прежние годы, а о структурном дефиците. Связан он в первую очередь с ажиотажным спросом на недвижимость, который был характерен для предыдущего пятилетия.
Причем большей популярностью пользуются новые дома, как многоквартирные, так и индивидуальные коттеджи. В результате фактически остановился рост цен на старые квартиры в традиционных спальных районах Таллина, существенно замедлились сроки их продажи. Эстонская столица оказалась в плотном кольце стремительно выросших поселков-спутников, немалая часть которых может претендовать на звание элитных по степени комфортности и безопасности жилья и благоустроенности территорий. Цена одного квадратного метра в самых доступных кварталах подобной застройки равняется 35 тыс. крон (более 2 тыс. евро), тогда как в спальных районах она не превышает 20 тыс. крон за квадратный метр. Покупатели элитного жилья, собственно, и являются «виновниками» вновь образовавшегося дефицита. Их спрос на некоторые виды мебели и строительных материалов опередил предложение. Это относится в первую очередь к изделиям, изготавливаемым по индивидуальному заказу: по дизайну и качеству исполнения они много лучше стандартных, но по цене выигрывают у эксклюзивных европейских марок.
Возрождение атавизма
Строительный бум привел к возрождению еще одного атавизма прошлых лет – так называемых «несунов». Недавно в республиканских массмедиа прошло сообщение о задержании членов строительной бригады, которые на своем микроавтобусе увезли со стройки набор инструментов, принадлежащих работодателю, на общую сумму около 50 тыс. крон (примерно 3,2 тыс. евро). Свои действия строители объяснили двумя причинами – отсутствием многих ходовых инструментов в магазинах, а также низкой зарплатой.
Можно утверждать, что этот факт – следствие еще одного дефицита, порожденного строительным бумом, а именно – нехватки квалифицированной рабочей силы (как непосредственно в строительстве, так и в смежных отраслях – мебельной, стройматериалов, на транспорте и т.д.). Официальная статистика на этот счет не ведется, но, по разным экспертным оценкам, не менее 15% рабочих, обладающих достаточно высоким уровнем профессионализма по этим специальностям, предпочли уехать за границу – преимущественно в «старые» страны ЕС, где заработки существенно выше. Получить официальное разрешение на работу в государствах Европейского союза становится с каждым годом все проще.
Европейские производители не спешат занять образовавшиеся на эстонском рынке товарные лакуны. Открывать здесь свои предприятия невыгодно из-за той же нехватки рабочей силы и материалов. Экспортировать пользующиеся повышенным спросом изделия из «старых» стран ЕС тоже не имеет особого смысла: рынок Эстонии слишком мал для западных концернов, да и транспортные расходы «съедают» потенциальную прибыль.
Непопулярное лечение
Среди основных причин строительного бума и сопутствующего ему ажиотажного спроса на недвижимость аналитики видят небывало низкие банковские процентные ставки по жилищным кредитам, которые установились за последние пять-семь лет. В погоне за клиентами банки Эстонии довели этот показатель до максимального среднегодового уровня в 4,2%. Некоторые кредитные учреждения предлагают ставку и того ниже – 3,5-3,8% в год, а сроки выплаты – до 25 лет.
Банк Эстонии (Центробанк страны) неоднократно предупреждал коммерческие банки и их клиентов о том, что подобный ажиотаж может привести к «перегреву» экономики. Однако эти предупреждения особого эффекта не возымели. В конце ноября правительство приняло законопроект, который призван снизить риск дополнительной инфляции из-за превышения кредитоспособности населения. По информации «Эксперта С-З», с 2008 года освобождаемая от подоходного налога ежегодная сумма уменьшится с 50 до 30 тыс. крон (менее 2 тыс. евро). Кроме того, Центробанк вынудил коммерческие банки пойти на непопулярные меры – с 2007 года «задним числом» для большинства клиентов, успевших взять жилищные кредиты, поднять годовую ставку до 5%. Эти меры, по мнению экспертов, помогут сбалансировать расходы населения с его реальными доходами.
Одним из косвенных последствий такого шага может оказаться исчезновение дефицита указанных выше товаров. Впрочем, сам по себе этот дефицит, как уже отмечалось, не вызывает тревоги. Скорее он воспринимается в качестве некоего барометра, предупреждающего о возможной «непогоде» для экономики в целом. Комментируя макроэкономические процессы, происходящие в стране, академик Михаил Бронштейн выразился парадоксально: «Сегодня положение экономики Эстонии можно определить как блестящее, но не безнадежное».
Таллин