Смещение акцента

Работодатели, вынужденно приобретая полисы добровольного медицинского страхования, не всегда осознают их истинную ценность. А страховщики не спешат с разъяснениями

Последние пять лет петербургский рынок добровольного медицинского страхования устойчиво расширяется в денежном выражении на 35-40% ежегодно. Даже с учетом инфляционной составляющей (а полисы ДМС дорожают на 10-15% в год) можно констатировать, что число страхователей растет быстрыми темпами. В основном – за счет корпоративных клиентов: по оценке лидеров рынка медицинского страхования, в их портфелях доля физических лиц составляет не более 5-6%.

«В плане развития страховой медицины мы идем по пути США. Практически 97% пациентов американских клиник – это застрахованные. Причем пенсионеры и малоимущие страхуются по государственным программам, аналогичным нашему ОМС (Medicare и Medicard). В остальных случаях бремя страховых платежей возложено на работодателя», – рассуждает директор по развитию клиники «XXI век» Ольга Богданова.

Но российский путь, по традиции, сильно отличается от американского. В США государство озаботилось детальной разработкой правил поведения для всех игроков на поле страховой медицины. В России взаимоотношения страховщиков и корпоративных клиентов в рамках ДМС формируются в условиях правового дефицита, практически самопроизвольно, а подчас стихийно. Подобная «методика» выстраивания рынка приводит порой к непониманию, несовпадению целей и взаимному недовольству партнеров.

«Гигиенический сертификат»

Точных данных о том, сколько петербургских работодателей страхуют своих работников по программам ДМС, нет. Однако, по экспертным оценкам страховщиков, примерно половина компаний уже пользуются их услугами. «Количество компаний, предоставляющих своим сотрудникам полис ДМС, растет с каждым годом. Причем в последнее время крупные российские компании практически не уступают западным – они все чаще стремятся не просто предоставлять сотрудникам отдельные бонусы, а выстраивают единую систему социальной поддержки, формируют корпоративную политику предоставления льгот и компенсаций», – отмечает руководитель направления «Обзоры зарплат» компании рекрутингового агентства «АНКОР» Анна Егорова.

Итак, вслед за компаниями с иностранным капиталом в сферу добровольного медицинского страхования потянулись крупные российские холдинги. Сейчас наиболее активно присоединяются к числу «почитателей» ДМС средние и малые предприятия. Согласно результатам исследования корпоративного сегмента рынка ДМС, проведенного Сообществом менеджеров E-xecutive по итогам 2005 года, степень проникновения услуг ДМС прямо пропорциональна размеру компании. Так, среди компаний с численностью работающих более тысячи человек услугами ДМС пользуются почти 87%. На другом полюсе находятся предприятия со штатом менее 20 человек, которые заключают договоры со страховщиками вдвое реже.

Есть как минимум две причины, подталкивающие топ-менеджеров компаний к приобретению полисов ДМС. Первая – переход компании на качественно новый этап развития – встречается реже. «До недавнего времени у нас не было острой необходимости приобретать программы ДМС. Коллектив был небольшим, преимущественно молодым, сотрудники болели редко. Поэтому мы ограничивались приобретением полисов ДМС для топ-менеджеров и оказанием финансовой помощи сотрудникам в случае серьезной болезни. Но с увеличением штата (сейчас в RBI работают около 200 человек) эти меры оказались недостаточными и было принято решение застраховать весь коллектив по программе добровольного страхования. Мы понимаем, что компания много требует от сотрудников и полис ДМС – это дополнительные гарантии, экономия времени сотрудников и качественная медпомощь», – рассказывает директор по персоналу компании RBI Юлия Маевская.

Вторая причина, более распространенная, – состояние рынка трудовых ресурсов, весьма благоприятное для наемных работников. Повсеместный дефицит квалифицированных кадров вынуждает работодателей конкурировать не только за счет размера предлагаемого специалисту вознаграждения, но также посредством расширения социального пакета, основу которого в большинстве случаев составляет полис ДМС. Как определил один из собеседников, «в сознании наемных работников добровольная страховка перестала быть знаком особого внимания со стороны руководства, а превратилась в нечто обязательное, вроде гигиенического сертификата». «Если раньше мы страховали только тех, кто отработал на предприятии год и более, то в последнее время страхуем сразу и всех», – отмечает директор по правовым вопросам ОАО «Севкабель-Холдинг» Алла Зайцева.

Искаженное видение

В странах с развитой страховой медициной компании рассматривают затраты на приобретение страховых полисов для сотрудников как вынужденные, но весьма полезные инвестиции. Топ-менеджеры осознают, что, приобретая медицинские страховки, они снижают риски потерь предприятия. Обеспечив сотрудникам доступную медпомощь, компания получает более здоровый, работоспособный коллектив, а также перекладывает на плечи страховщика расходы на дорогостоящее экстренное лечение ценных специалистов. Далеко не все российские работодатели готовы рассматривать полис ДМС как своеобразный элемент риск-менеджмента – в большинстве своем они видят в страховке один из инструментов конкуренции за кадры.

Сказанное не относится к компаниям с иностранным капиталом: их учредители обладают, как правило, многолетним опытом страхования, а также адекватным представлением о реальной стоимости этого рода услуг. «Мы страхуем своих сотрудников на протяжении семи лет. Конечно, за это время стоимость страхования возросла, но не настолько критично, чтобы мы сокращали содержание программ: все основные позиции сохраняются из года в год, урезаются разве что некие „украшения“», – рассказывает главный бухгалтер представительства компании SAS в Санкт-Петербурге Людмила Моргачева.

Для российских топ-менеджеров, напротив, ценовой фактор зачастую оказывается определяющим. По оценке страховщиков, его главенство особенно заметно, когда принимают решение две категории страхователей. Первая – крупные производственные предприятия с большим числом работников. Они, с одной стороны, остро страдают из-за нехватки квалифицированных рабочих рук, а потому вынуждены предлагать работникам качественные соцпакеты. С другой стороны, ценность и незаменимость каждой «рабочей единицы» на больших производствах неочевидна, что побуждает руководство сокращать затраты на подобные «бонусы». Вторая категория «экономных» страхователей – компании, впервые сотрудничающие с СК и опасающиеся «переплатить». «Приобретая позитивный опыт сотрудничества со страховщиками, страхователи начинают больше внимания обращать на наполнение программ ДМС. На первом месте в их шкале оценок оказывается уже не цена, а соотношение цены и качества», – говорит генеральный директор СК «Капитал Полис – Согласие» Алексей Кузнецов.

Это наблюдение подтверждается данными исследования E-xecutive. «Наиболее важные критерии выбора страховой компании – это объем услуг, оказываемых в рамках корпоративной программы по ДМС (70,9%), и уровень тарифов на услуги медицинского страхования (62,8%). Причем для тех, кто ДМС пока не пользуется, последний пункт играет гораздо более важную роль, чем для пользователей ДМС», – говорится в исследовании.

Ценовая подстройка

Страховые компании реагируют на особенности спроса корпоративных клиентов самым банальным образом – всеми возможными способами снижают цену полиса ДМС. Управление ценами на страховые продукты осложнено перманентным ростом стоимости медицинских услуг (на 30-50% ежегодно). «В условиях роста конкуренции и ценовой чувствительности клиентов мы не можем увеличивать стоимость полиса параллельно увеличению затрат на медицинское обслуживание. Приходится изыскивать иные пути удешевления программ», – говорит Алексей Кузнецов.

Существует несколько путей «оптимизации затрат». Прежде всего – сокращение перечня услуг, включенных в программу страхования, списка лечебных учреждений, в которых может обслуживаться застрахованный, или снижение их классности. «На первый взгляд, предложения всех страховщиков примерно одинаковы по цене и содержанию пакета услуг. Но когда начинаешь глубже разбираться, понимаешь, что количество предлагаемых клиник может быть одинаковым, а вот их уровень – совершенно разным. Или что ради более привлекательной цены из списка оказываемых по страховке услуг исключаются дорогостоящая диагностика, массаж, иглоукалывание», – делится опытом Юлия Маевская.

Второй способ удешевления страхового продукта – ужесточение системы администрирования, вследствие чего застрахованный может попасть к врачу только через диспетчера СК. Не исключено, что диспетчер направит его не в лучшую клинику списка, а в ту, ценовая политика которой экономически более выгодна страховщику.

Наконец, ряд страховых компаний выигрывают тендеры и привлекают нового клиента, прибегая к откровенному и безоглядному демпингу. «За шесть лет, на протяжении которых наша компания страхует своих сотрудников по ДМС, мы сменили трех страховщиков. Все три компании относились к числу так называемых лидеров рынка и все вели себя по одной и той же схеме. На первом этапе предлагают программу с хорошим наполнением по весьма привлекательной цене. А через год заявляют, что мы для них оказались невыгодным клиентом, они недополучили часть прибыли и теперь готовы перезаключить договор по новым тарифам, которые в полтора и более раза выше действующих», – рассказывает генеральный директор компании «Инженерный и технологический сервис» Александр Исаев.

Тяжкое бремя

Неудивительно, что стремление завоевать страхователя любой ценой в итоге оборачивается сложностями с выполнением принятых на себя обязательств. «В нашей практике был случай, когда страховая компания на тендере демпинговала и получила контракт, но впоследствии не смогла выполнить ряд очень важных услуг», – рассказывает начальник отдела управления персоналом Завода им. Климова Дмитрий Межебурский.

Среди предъявляемых претензий на первом месте стоит неумение диспетчеров СК быстро и эффективно решать организационные вопросы. «Всегда хочется, чтобы было быстро-гладко, но не всегда получается – несогласованность действий присутствует. Бывают накладки. Но мы стараемся решать все в рабочем порядке», – говорит Алла Зайцева. Кроме того, бывает неудовлетворенность от уровня сервиса в медицинских учреждениях. Пациента с полисом ДМС кладут в одну палату с «ОМСниками», тем самым понижая в его глазах ценность добровольного страхования. Как рассказывали собеседники корреспондента «Эксперта С-З», врачи государственных лечебных учреждений пытаются «вытрясти» с пациента деньги, игнорируя тот факт, что его лечение уже оплачено СК.

Можно было бы констатировать, что недальновидные корпоративные клиенты, гонясь за самыми дешевыми продуктами, сами обрекают своих сотрудников на последующие мытарства. Но среди компаний, не экономящих на страховках, также немало недовольных. К примеру, директор департамента персонала и организационного развития компании Setl City Лидия Барминова рассказала, что, выбирая страховку для своих работников, они решили остановиться на программе, по которой можно получить практически любые медицинские услуги, включая стоматологические (к слову, для петербургского рынка, в отличие от московского, это пока не стало обычным явлением). Тем не менее полтора года спустя они задумались о смене страховщика.

«Нам неоднократно приходилось сталкиваться с недостаточно точными, некомпетентными оценками страховых случаев. С одной стороны, мы понимаем желание страховой компании обезопасить себя от расходов на необязательные медицинские услуги. Но иногда в стремлении минимизировать расходы страховщики выходят за рамки справедливой оценки и совершенно забывают о людях, ради которых, собственно, все и делается. Поэтому попробуем поработать с другой компанией, составить какое-то более объективное мнение о рынке страховых услуг», – поясняет Лидия Барминова.

Среди опрошенных исследователями E-xecutive представителей компаний более 61% «не удовлетворены» или «абсолютно не удовлетворены» работой страховщиков. Раздражение от сотрудничества со страховщиками создает основу для сохранения услуги «переходного периода» – прямых договоров между медицинскими учреждениями и предприятиями. Эта форма медицинского обслуживания персонала экономически невыгодна предприятию (она не позволяет отнести расходы на затраты), организационно несовершенна (львиную долю проблем медучреждение будет стремиться решать на своей территории) и не включает механизм переноса рисков с работодателя на третье лицо. Зато у нее есть одно явное преимущество – она понятна и прозрачна для руководителей компаний, тогда как плюсы страхования для многих остаются неочевидными.

В свободном парении

Казалось бы, страховые компании должны озаботиться разъяснением преимуществ добровольного медицинского страхования как потенциальным клиентам, так и уже «охваченным» страхованием предприятиям. Причем «воспитательная» работа со второй категорией клиентов едва ли не более важна: от того, насколько корпоративный клиент готов заплатить за полисы справедливую цену, в конечном итоге зависит его удовлетворенность сотрудничеством с СК.

Помимо усилий по расширению и воспитанию качественного спроса страховщикам неплохо было бы заполнить информационный вакуум, на который указывают потребители их услуг. «На этапе выбора страхового партнера необходимо иметь достоверную информацию о реальном качестве обслуживания в той или иной компании. Такой информации не хватает. Рейтинги сильно не помогают: их много и они составляются по разным схемам», – констатирует Дмитрий Межебурский.

Но, похоже, страховщики не слишком озабочены этими проблемами: в Петербурге редко проводятся семинары, круглые столы, конференции, на которых топ-менеджеры компаний могли бы больше узнать о рынке ДМС. Инициатором совместных акций страховщиков и медицинских учреждений по продвижению услуг ДМС выступила медицинская общественная организация – Ассоциация клиник Санкт-Петербурга.

Опережающая активность медучреждений обусловлена четким осознанием: цены на их услуги продолжают расти по объективным причинам и однажды могут стать неподъемными для пациента «с улицы». Выход – увеличение потока пациентов с полисом ДМС, чему наиболее «продвинутые» менеджеры клиник готовы всячески содействовать. Страховые компании, напротив, оставляют эти заботы на более отдаленный период, вполне комфортно чувствуя себя на рынке, растущем без усилий с их стороны.

Санкт-Петербург