Процесс пошел

Спецвыпуск
Москва, 29.01.2007
«Эксперт Северо-Запад» №4 (306)
Для российских машиностроителей закупка ИТ-оборудования и обеспечение информационной безопасности пока важнее, чем автоматизация управленческих процессов. Но спрос на решения по управлению бизнесом растет

Ужесточение конкуренции на машиностроительном рынке, рост требований к качеству продукции и сервиса стимулируют увеличение потребности предприятий этой отрасли в ИТ. Многие компании оказались перед необходимостью перехода к позаказному типу производства, предполагающему проектирование и выпуск продукции с учетом потребностей конкретного клиента. «Это противоречит традиционному подходу к управлению машиностроительным предприятием, когда в основу закладывается стабильный план выпуска на большой период времени и с относительно небольшим перечнем выпускаемой продукции», – отмечает генеральный директор компании «АНД Проджект» Илья Пантелеев. Новые требования рынка – точное планирование производства, постоянная оптимизация издержек, учет расширяющейся номенклатуры изделий. Одновременно с этим повышаются требования к защите информации, оперативности внутренних коммуникаций и т.д.

В то же время спрос на ИТ в машиностроении нестабилен. Это связано с неоднородным развитием отрасли. Компании, успешно работающие на конкурентных (в первую очередь глобальных) рынках, рассматривают развитие ИТ в качестве элемента бизнес-стратегии и готовы выделять средства на поэтапную модернизацию информационных систем. Однако на многих машиностроительных предприятиях вложения в ИТ – скорее «затыкание дыр», спешное решение текущих проблем.

В станкостроительной и инструментальной промышленности недостаточное внимание к автоматизации связано с ограниченностью бюджета: стагнирующим заводам зачастую не хватает средств даже на обновление основных фондов. «Да и вообще, машиностроительных предприятий, располагающих достаточным бюджетом для создания желаемой ИТ-инфраструктуры, очень мало. В основном финансирование отстает от потребностей», – считает руководитель отдела продаж компании «ЭЛКОМ» Антон Гаврилов.

В других случаях низкий спрос на ИТ может быть связан с особенностями рынка. К примеру, на рынке нефтегазового оборудования конкуренция невысока, у каждого потребителя продукции есть сложившаяся группа поставщиков, и последние не испытывают острой и постоянной нужды в сокращении издержек. В итоге спрос на ИТ в ряде подотраслей машиностроения развивается волнообразно: внедряется некий базовый продукт для решения самых наболевших проблем, затем следует спад, ИТ-система эксплуатируется до степени полного износа и морального устаревания, потом цикл начинается заново.

Территория железа

Основную долю затрат российских машиностроителей на ИТ составляет закупка и обслуживание компьютерного и телекоммуникационного оборудования. На эти цели выделяется, по разным оценкам, 65-80% ИТ-бюджетов в машиностроении. Повышенный спрос на аппаратную часть понятен. Оборудование на большинстве заводов старое, часть сотрудников до сих пор не имеют компьютерного рабочего места. По словам руководителя отдела системной интеграции компании «Тринити» Сергея Селезнева, в числе ключевых приоритетов машиностроительных предприятий – перевод архивов документации в электронный вид, их хранение и надежная защита, а также интеграция архива с конструкторским и инженерным ПО. А переход на электронный формат невозможен без новых серверных мощностей. На крупных предприятиях потребность в оборудовании не меньше. Как говорит Антон Гаврилов, работа ERP-систем, обработка больших потоков инженерной и прочей документации требует мощного аппаратного обеспечения.

Вполне серьезная проблема – коммуникации. Сетевая инфраструктура многих предприятий стара и требует замены. Требования к пропускной способности каналов тоже растут, в том числе из-за внедрения бизнес-приложений. К примеру, оборонному предприятию, Заводу им. Дегтярева, в связи с внедрением ERP-системы BAAN V потребовалось построить распределенную кампусную сеть передачи данных.

Поставщики ИТ-решений для машиностроения активно продвигают интегрированные системы на базе ERP, позволяющие автоматизировать проектирование, производство и техобслуживание

Создание машиностроительных холдингов и вообще территориальная удаленность разных подразделений подогревают спрос на технологии цифровой связи – видеоконференции, IP-телефонию, беспроводную связь и т.д. Это диктуется не только удобством работы и возможностью получить дополнительные сервисы, но и стремлением снизить расходы: скажем, те же IP-технологии позволяют экономить до 10-15% затрат на связь. В общей сложности расходы на телекоммуникационное оборудование, сети обмена данными и собственно услуги связи могут составлять до 50% ИТ-бюджета предприятия.

Программная оболочка

Сложнее обстоит дело с внедрением ПО для автоматизации бизнес-процессов. Ключевой этап этого процесса, внедрение ERP-системы, ведущие предприятия уже в основном завершили или завершают. Лидеры по внедрению ERP – крупные компании, активно работающие на иностранных рынках (к примеру, «Силовые машины», «Иркут» или КАМАЗ). Но ERP стоит на повестке дня и у многих других предприятий, в особенности – сборочных автомобильных заводов, предприятий энергетического и электронного машиностроения.

Сегодня практически все основные поставщики ERP-систем предлагают вертикальные (отраслевые) решения для машиностроительных компаний. Если в 2005 году, по данным сайта Cnews, по числу проектов в машиностроении безоговорочно лидировали отечественные разработчики («Галактика» – 25% проектов, «Компас» – 23%), а иностранные вендоры (SAP, Microsoft, Oracle, BAAN, Epicor) значительно отставали, то в 2006-м произошло увеличение числа проектов на базе Microsoft Dynamics (точных цифр пока нет).

ERP-система как таковая покрывает значительную часть бизнес-процессов – финансовое управление, бюджетирование, складской и кадровый учет. В отраслевые версии часто включается модуль управления поставками и запасами. Еще одна актуальная для машиностроителей тема – себестоимость. «На предприятиях этой отрасли, как правило, достаточно сложная структура производственной себестоимости и довольно сложная модель ее формирования. Особенно остро этот вопрос стоит для предприятий, ведущих позаказное и уникальное производство», – отмечает директор практики «Производство» Columbus IT Russia Сергей Беспалов. Модель учета себестоимости также может быть реализована на уровне ERP-системы, как, например, на череповецком предприятии «ССМ-Тяжмаш» (см. «Победа кооператоров» «Эксперт С-З» №13 от 3 апреля 2006 года).

Этот сложный мир

ERP-система в машиностроении, как и в других отраслях, удовлетворяет значительную часть потребностей в автоматизации. Особенно это касается несложных производств, где ключевую роль играют именно учетные функции. Типичный пример – сборочные заводы, выпускающие продукцию по лицензированным, типовым технологиям. Обычно для них характерны простой производственный цикл, стабильная номенклатура продуктов и деталей, отсутствие собственного конструкторского бюро.

Однако есть функции, которые в ERP-системах реализованы частично или вообще не реализованы, и чем сложнее технологический процесс на предприятии, тем активнее приходится прибегать к специализированным ИТ-решениям. Это, например, управление инженерным проектированием и жизненным циклом продукции, для которого обычно используются CAD- и PLM-системы. Они нацелены на то, чтобы сократить время проектирования за счет единой базы информации, контроля версий продукта и быстрой модификации модели.

Системы класса APS/MES позволяют более детально, чем модуль ERP, планировать снабжение, производственный процесс и управлять ресурсами оборудования. Еще одна реальная потребность машиностроительных компаний – автоматизация техобслуживания и ремонта. Для этого предназначены EAM-системы, чья задача – организация профилактических работ, предупреждение простоев, контроль доступности оборудования. Для российских предприятий они особенно актуальны из-за солидного возраста большей части оборудования.

Однако все эти специализированные системы недостаточно просто установить: их необходимо еще интегрировать, иначе они будут не помогать, а мешать друг другу. Скажем, важно, чтобы производственный план был синхронизирован с планом ремонтов. «Говорить об эффективном управлении можно только тогда, когда ERP и эти продукты идут в синергетической связке», – заключает Сергей Беспалов.

Поставщики ИТ-решений для машиностроения в последнее время все чаще стремятся предложить клиентам интегрированную систему, которая строится на базе ERP, но включает и специализированные приложения. К примеру, «АНД Проджект» предлагает решение для машиностроителей на основе Microsoft Dynamics AX, которое поддерживает управление финансами, цепочками поставок, подготовкой инженерных данных и обеспечивает единое информационное пространство. Помимо модулей ERP в решении задействованы EAM-система iMaint и APS-система Ortems. Columbus IT предлагает машиностроительной отрасли локализованное решение IEM, разработанное компанией To-increase и включающее элементы PDM/PLM-систем.

Впрочем, внедрение вертикальной системы с интегрированными специальными приложениями – это только один вариант (см. подробнее «Железный авангард» «Эксперт С-З» №40 от 30 октября 2006 года). Возможно, компании сложно отказаться от уже установленных систем проектирования или планирования производства – тогда выгоднее внедрить просто ERP и искать способы ее интеграции с прежними системами.

Извилистая дорожка

Комплексная автоматизация в машиностроении на сегодняшний день еще далека от завершения, но спрос на сервисы, связанные с ИТ, растет довольно быстро. Проблема, однако, заключается в том, что требуется преимущественно обслуживание оборудования и ПО, отчасти – обучение сотрудников. По словам Сергея Беспалова, развивается и спрос на аудит ИТ-проектов. Но услугами ИТ-консалтинга при внедрении бизнес-софта отечественные машиностроители, за исключением самых крупных игроков, пользуются не очень охотно, поэтому нередки непродуманные ИТ-проекты, которые порой даже не удается успешно довести до конца.

Консультанты пытаются преодолеть инерцию своих клиентов. «Мы идем навстречу заказчику и часть консалтинговых работ, связанную с построением решения в рамках автоматизированной системы управления, закладываем в начальные этапы внедрения. Это позволяет минимизировать риски и повысить экономический эффект», – отмечает Илья Пантелеев.

Но в конце концов машиностроители начнут воспринимать расходы на автоматизацию как инвестиции, будут просчитывать и максимизировать их эффект. Перемену произведет не чья-то доброжелательная помощь, а элементарные законы экономики. Неконкурентоспособные предприятия уже вытесняются с рынка, а оставшимся неизбежно придется относиться к ИТ и сопутствующим услугам более серьезно.

Санкт-Петербург

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№4 (306) 29 января 2007
Госрегулирование миграции
Содержание:
Кнут без пряника

Такие мегаполисы, как Санкт-Петербург, не могут жить без привлечения иностранной рабочей силы. Обновленное миграционное законодательство в принципе облегчает ее привлечение. А вот практика применения – усложняет

Реклама