А мы и не подозревали

29 января 2007, 00:00
  Северо-Запад

От редакции

Январские проблемы с регистрацией и трудоустройством иностранцев неожиданно выявили один интересный факт – мы и не подозревали, насколько велика роль иностранных граждан в жизни Санкт-Петербурга. Оказалось, что они присутствуют практически во всех сферах экономики. И не просто присутствуют, а играют важную роль. Раньше о гастарбайтерах говорили в основном в связи с функционированием строительных компаний. Теперь выяснилось, что речь идет о многих других сферах – городских сельхозрынках, мелкой продовольственной торговле (ларьки), городском транспорте (маршрутки), промышленности и т.д.

Более того, неадекватная организация процедуры регистрации иностранных туристов способна реально навредить большому количеству петербуржцев – работников гостиниц, турфирм и других организаций, зарабатывающих на обслуживании въездного туризма. Это значит, что миграционная политика российского государства, шире – порядок обращения властей с иностранцами (даже не претендующими на длительное проживание и на работу у нас) напрямую затрагивает интересы нашего города и горожан. А это обстоятельство, в свою очередь, обусловливает высокие требования к качеству такой политики. Но вот с этим-то качеством в силу низкой административной культуры российского чиновничества у нас и возникают проблемы.

С принципиальной точки зрения нынешние изменения правил обращения с иностранцами выглядят совершенно разумными, они соответствуют общему курсу на модернизацию страны. Правилен сам подход – общая либерализация миграционной политики (замена разрешительного порядка регистрации иностранцев на уведомительный, аналогичное изменение порядка трудоустройства иностранцев, имеющих право на безвизовый въезд в Россию) и одновременно – ужесточение ответственности за нарушения правил (увеличение штрафов за использование нелегальной рабочей силы). Разумными следует признать и некоторые конкретные шаги федеральной власти. Например, передачу с федерального уровня на региональный полномочий по решению вопросов занятости. Но реализация этих правильных установок зачастую совершенно неадекватна замыслам.

Политика федерального правительства страдает непоследовательностью. Так, правительство одной рукой передало вопросы занятости на региональный уровень, а другой рукой тут же стало в них вмешиваться, запретив иностранцам торговать лекарствами и алкоголем, а на сельхозрынках установив 40-процентную квоту, которая с

1 апреля станет нулевой. И по какой же причине оно вдруг посчитало необходимым принять специальные меры именно в этих сферах? Да, похоже, только потому, что президент Владимир Путин, говоря о проблеме иностранной рабочей силы, высказался в том смысле, что в этих сферах в России вряд ли существуют проблемы со своими кадрами. По большому счету, президент, наверное, прав – во многих регионах действительно таких проблем нет. Но в других регионах проблемы точно есть. Правительство же, недолго думая, приняло осторожную рекомендацию президента как прямое указание на запрет. Что из этого вышло, мы сейчас и наблюдаем.

Миграционная политика (включая методы ее реализации) должна быть очень хорошо продумана еще и потому, что для России ситуация с иммиграцией совсем не однозначна. С политической точки зрения ее можно использовать для улучшения имиджа России в мире, да и внутри самой страны. По данным Всемирного банка (ВБ), Россия по количеству иммигрантов занимает второе место в мире после США. А это означает, что огромное количество людей считают нашу страну привлекательной, более комфортной для жизни, чем собственные страны. Обстоятельство это, конечно, обусловлено рядом исторических причин, но сам факт весьма знаменателен. Между прочим, аналогичным показателем всегда гордились Соединенные Штаты, приводя его как доказательство своего превосходства. Что мешает нам воспользоваться тем же аргументом?

Словом, ситуация с иностранцами в России вообще, и в Петербурге в частности, – это медаль со многими сторонами. И чтобы она стала наградой, а не бесполезной или даже вредной безделушкой, необходимо учесть особенности всех ее сторон.