Вход есть

Телекоммуникации
Москва, 05.02.2007
«Эксперт Северо-Запад» №5 (307)
Законодательные изменения прошлого года, устанавливающие новые принципы взаиморасчетов между фиксированными операторами, выгодны для игроков рынка, несмотря на многочисленные организационные издержки

Изменение законодательства, регулирующего российскую отрасль связи, чаще всего рассматривают применительно к сотовым операторам. Объясняется это публичной потребительской направленностью реформы – предполагалось, что изменения коснутся в первую очередь пользователей мобильных телефонов. Между тем введение принципа «платит звонящий» (CPP, calling party pays – «звонящая сторона платит»), закрепленное поправкой в ст. 54 закона «О связи», освобождает абонентов любых видов связи, а не только сотовых сетей, от платы за входящие соединения (в пределах своего региона).

Собственно, ради фиксированных операторов (в первую очередь межрегиональных «дочек» «Связьинвеста») преобразования и были задуманы. В последние 10 лет компании «Связьинвеста» развивались медленно (оборот рос на 10-15% в год), а сотовые – слишком быстро (в некоторые годы рост превышал 100%). По мнению чиновников, одной из основных причин такой диспропорции была политика сотовых компаний. Они установили заградительные тарифы на связь с городскими телефонами и низкие – на звонки с сотового на сотовый. Таким образом, считали в Министерстве связи и информатизации, операторы мобильной связи дестимулировали развитие фиксированных сетей. В результате реформы доходы фиксированных операторов, которым надо усиленно развивать сети, должны были заметно подрасти.

Заработать на исходящих

С введением принципа CPP, который потребовал от фиксированных операторов изменения взаиморасчетов с сотовыми компаниями, существенно изменилось и взаимодействие самих операторов.

Как и прогнозировалось, больше всего заработали на CРP межрегиональные компании «Связьинвеста». Напомним, что до введения принципа CPP плату за звонки с телефонов фиксированной связи на мобильные устанавливали и взимали сами мобильные операторы, заметно пополняя карман за счет высоких тарифов (по оценкам аналитиков, минута такого разговора обходилась сотовому абоненту в среднем в три рубля). С реализацией нового принципа эта задача перешла к межрегиональным компаниям государственного холдинга «Связьинвест», которым принадлежат сети фиксированной связи. Тарифы для них устанавливает Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Она назначила компенсацию на звонки с фиксированного телефона на мобильный в размере 1,5 рубля за минуту, из которых 95 копеек достается сотовым операторам, а остальное, то есть 28 копеек (за вычетом НДС) – фиксированным. Сотовым компаниям этого показалось недостаточно, и они еще на 0,35-0,5 рубля повысили плату за первую минуту исходящего звонка.

Судя по всему, поначалу звонить из дома было непривычно, и в первые несколько дней трафик с городских телефонов в сети сотовых операторов сократился на 30-50%. Но в дальнейшем доход фиксированных операторов оказался в разы больше, чем они рассчитывали. Как заявил генеральный директор «Связьинвеста» Александр Киселев, в третьем квартале прошлого года межрегиональные компании получили доход от звонков «фиксированный – мобильный» в 2,8 млрд рублей. Это в четыре раза выше первоначальных ожиданий. Поток звонков с фиксированных телефонов на мобильные в новом году – после того, как пользователи получили первые непривычные счета, – несколько снизился, но оказалось, что абоненты вполне готовы к бесплатным входящим и платным исходящим.

«Для нашей компании это дало положительные результаты по одной простой причине – звонок с фиксированного телефона на мобильный в любом случае дешевле, чем с мобильного на мобильный или на фиксированный. Поэтому у нас по этой позиции положительное сальдо», – говорит генеральный директор «Северо-Западного Телекома» Владимир Акулич. Как сообщили в пресс-службе оператора, среднемесячный объем трафика с фиксированных телефонов СЗТ на сети сотовой связи в третьем квартале 2006 года вырос по сравнению с этим показателем за первое полугодие примерно на треть – до 39,1 млн минут. За счет исходящих звонков на мобильные СЗТ заработал до конца года не менее 250 млн рублей.

Звонки с работы

Начинают зарабатывать на CРP и альтернативные операторы. Крупные петербургские компании пока отказываются сообщать о своих финансовых показателях по итогам прошлого года. Однако по первым публичным заявлениям представителей федеральных операторов можно судить о позитивной тенденции для рынка фиксированной связи. Так, «Голден Телеком» (активно работающий в том числе и в Петербурге) по итогам третьего квартала 2006 года выручил приблизительно 12,7 млн долларов от платных звонков на мобильные номера. За тот же период «Комстар-ОТС» получил от СРР 15,7 млн долларов дополнительных доходов. Петербургский «ПетерCтар» сейчас не раскрывает финансовую отчетность, но, судя по данным конкурентов, оператор заработал на новой схеме не менее 10 млн долларов.

В случае с альтернативными операторами можно отметить одну интересную деталь. В отличие от МРК, которые обеспечивают телефонной связью главным образом домашних абонентов и госструктуры, частные телекоммуникационные компании работают на корпоративном рынке. Им основной доход обеспечили сотрудники компаний, разумно использующие рабочий телефон для звонков на мобильные. Те пользователи телефонной связи, у которых есть такая возможность, выиграли от законодательных нововведений в любом случае: они и сами не платят за звонок (его оплачивает компания), и не вынуждают платить тех, кому звонят.

В целом компании признают, что это нововведение положительно сказалось на их доходах, но при этом снизило операционную маржу. «Рост доходов сопровождается увеличением сумм, оплачиваемых операторам мобильной связи», – говорит Анна Чин Го Пин, директор департамента по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью «Голден Телекома». Поскольку маржа на такой трафик ниже, чем по другим типам, это ведет к последующему снижению общей операционной маржи. В частности, операторам пришлось дополнительно инвестировать в современные биллинговые системы, так как число направлений интерконнекта (взаиморасчетов с другими участниками рынка) увеличилось, а сам интерконнект усложнился.

Заработать на входящих

У фиксированных операторов после введения CPP помимо всего прочего появилась мотивация стимулировать входящие звонки в рамках своей сети. Если раньше компании платили друг другу за аренду телекоммуникационной инфраструктуры, то теперь оплачивают своим партнерам услуги – инициацию звонка, транзит трафика и терминацию (завершение) звонка. Таким образом, за каждый входящий деньги будет перечислять оператор, с телефонного номера которого поступил звонок.

«У любой компании, предоставляющей услуги телефонной связи, с внедрением принципа CPP несколько изменилась структура доходов. Прекратили действовать тарифные планы с платной входящей связью, но появилась статья доходов за завершение вызовов, то есть оператор, с сети которого произведен звонок на номер нашего абонента, должен платить определенную таксу за завершение вызова», – говорит руководитель отдела обслуживания компании «ВестКолл» Татьяна Пыч.

«Наблюдается активный обмен трафика между операторами, то есть увеличивается вес горизонтальных связей. Раньше 95% трафика от нас уходило в сети операторов „ПетерСтар“ и ПТТ, у которых мы покупали номера. Теперь доля обмена трафика с другими операторами, у которых мы номера не покупали, такими как „Голден Телеком“, „ВестКолл“, „Телепорт“, у нас увеличилась до 20%. При этом появились доходы от завершения вызова с сетей вышеуказанных операторов на наши номера, а также дополнительные доходы от наших клиентов за исходящие звонки на мобильные телефоны», – говорит Николай Сторожев, генеральный директор «Ланк Телеком».

Входящий трафик пытаются стимулировать за счет новых предложений. «Развитие направления продаж телефонных номеров для увеличения входящего голосового трафика предпринято нашей компанией еще год назад, в начале 2006 года. Разработаны новые тарифные планы и новые цены на городские телефонные номера. Если раньше объем входящей связи мог быть ограничен каким-либо лимитом, то есть фактически была установлена плата за входящую связь, то сейчас все ограничения сняты. Более того, нам стало выгодно продавать как можно больше „красивых“ номеров. Цены на „золотые“ и „серебряные“ номера снижены. Для колл-центров и компаний, организующих „горячие“ линии, разработаны специальные предложения, которые предполагают льготные условия подключения и минимальную абонентскую плату», – рассказывает Татьяна Пыч.

По тому же пути пошел и «Ланк Телеком». «Мы разработали специальные тарифные планы под входящую связь. Клиентам, пользующимся данным тарифным планом и заказывающим большой объем услуг, мы предлагаем приобрести „золотой“ или „серебряный“ телефонный номер по льготной цене. Мы также планируем внедрение дополнительных видов обслуживания и услуг, генерирующих входящий трафик», – говорит Сторожев. В «ПетерСтаре», по словам руководителя отдела PR и рекламы компании «ПетерСтар» Ирины Хабчик, тоже собираются работать в этом направлении, но пока не готовы рассказать о своих планах.

В целом стимулирование входящего трафика обострило конкуренцию на рынке корпоративной связи и разнообразило предложение, что тоже можно признать позитивным эффектом реформы связи.

Санкт-Петербург

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№5 (307) 5 февраля 2007
Государственно-частное партнерство
Содержание:
Опасные воды

Чтобы узаконенные в Петербурге разнообразные формы государственно-частного партнерства работали на интересы города, необходимо обеспечить прозрачность и публичность принятия решений по конкретным проектам

Реклама