Колбасный автобус

Русский бизнес
Москва, 19.02.2007
«Эксперт Северо-Запад» №7 (309)

Пятый год подряд в Великом Новгороде процветает такое необычное для нашего времени явление, как шоп-туры в Петербург. Из 38 городских туристических компаний семь имеют «шопинговую» специализацию, еженедельно отправляя в Северную столицу большой автобус с туристами-покупателями. Но и остальные операторы включают в программу любого тура посещение супермаркета «Лента». Поездки в петербургские магазины организовывают для своих сотрудников и частные компании, и даже бюджетные организации (например, поликлиника УВД области). В соседнем Пскове подобная практика также имеет место, но в гораздо меньшем объеме (что, вероятно, объясняется большим расстоянием до Петербурга). Там единственный туроператор формирует шопинговый тур в среднем раз в два месяца.

Как рассказывают новгородские туроператоры, программы шоп-туров составлены таким образом, чтобы их участники сначала могли приобрести промышленные товары – бытовую технику, мебель, а на выезде из города закупить продукты. Впрочем, случается, что маршрут составляется перед самой отправкой автобуса при активном участии «продвинутых» покупателей, которые, посидев в интернете, узнают, в каких магазинах Петербурга объявлен сезон высоких скидок или распродажи.

Наибольшим спросом вояж по магазинам пользуется в предпраздничные дни. Однако у этого вида туризма есть постоянные поклонники. По словам Ирины, менеджера одной из новгородских турфирм, года три назад у них сложилась группа постоянных клиентов, 60-70 человек, которые ежемесячно ездят за покупками в Петербург. «Мы даже предоставляем им скидки: для новичков тур стоит 360 рублей, для них – 310», – поясняет она. Для сравнения: проезд в рейсовом автобусе по маршруту Великий Новгород – Санкт-Петербург и обратно обходится в 460 рублей, так что для комплектации большого туристического автобуса достаточно дать объявление в местной газете.

В основном новгородцы едут в мегаполис за продовольствием, так как цены в Петербурге на 15-20% ниже. По некоторым позициям разница еще существеннее: к примеру, говорят знатоки шопинга, куриные яйца в «Ленте» стоят в полтора раза дешевле, а потому закупаются в огромном количестве. Помимо низких цен петербургские супермаркеты привлекают новгородцев широким ассортиментом, качеством и свежестью продуктов и даже нарядными упаковками.

Интересно, что гипермаркеты заметили данную категорию покупателей и научились с ней работать. В той же «Ленте», по словам турагентов, группы шоп-туристов пропускают без очереди и делают скидки для всех на одну дисконтную карту. Руководитель другого агентства уверяет, что в Великом Новгороде сложилась «каста» поклонников IKEA, приравнивающих посещение популярного магазина к прогулке по Стокгольму. Впрочем, они стараются соединить приятное с полезным. Собеседница вспоминает, как один пассажир, опросив всех соседей, выяснил – крупных вещей никто покупать не собирался. К назначенному часу он подкатил к просторному багажнику автобуса два добротно упакованных дивана.

К чести новгородцев, стоит отметить, что среди постоянных клиентов турагентств есть довольно многочисленная группа театралов, которые готовы выкладывать внушительные суммы, чтобы съездить на «Лебединое озеро», «Баядерку», «Щелкунчика». Впрочем, и театралы, как правило, тоже не гнушаются на обратном пути посетить «Ленту».

Турагенты – народ наблюдательный, хорошо изучивший своих клиентов. На автобусах в Петербург ездят преимущественно бюджетники. На продовольственные закупки они тратят от 1,5 до 2 тыс. рублей за поездку. Производственники, люди более состоятельные, оставляют в «Ленте» 4-6 тыс. рублей. По подсчетам «шопингистов», даже при таких отнюдь не запредельных суммах, потраченных на покупки, поездки оказываются экономически выгодными.

Ольга Колотнеча

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №7 (309) 19 февраля 2007
    Региональные выборы
    Содержание:
    Реклама