В одни руки

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Юрий Молчанов рассчитывает на то, что в течение нескольких месяцев аэропорт Пулково перейдет в собственность Санкт-Петербурга

Петербургский аэропорт Пулково, находящийся в федеральной собственности, много лет не получает должного финансирования и работает на пределе своих возможностей. Очевидно, что до тех пор, пока не появится эффективный частный собственник, аэропорт не сможет реализовать свой потенциал. Неожиданностью стал отказ федеральных властей от первоначального плана – прямой продажи аэропорта на открытом аукционе и передачи всего пакета акций в собственность города. О том, как новый собственник распорядится судьбой Пулково, обозревателю «Эксперта С-З» рассказал вице-губернатор Санкт-Петербурга Юрий Молчанов.

– Как городским властям удалось добиться на федеральном уровне решения о передаче в собственность Петербурга 100% акций аэропорта Пулково?

– Стратегию развития аэропорта, в числе других стратегических проектов, мы представили президенту РФ Владимиру Путину в октябре 2006 года. Президент дал поручение Минэкономразвития РФ и правительству города доработать в течение трех месяцев концепцию развития аэропорта, что и было сделано. Одновременно мы обратились с просьбой передать городу пакет акций аэропорта (его акционирование должно завершиться к 1 марта 2007 года). Путин поддержал просьбу, и сейчас Минэкономразвития готовит проект указа президента о передаче городу 100% акций аэропорта Пулково. Надеемся, что за несколько месяцев процесс передачи объекта удастся завершить.

– На каких условиях город получит аэропорт в собственность?

– Наша цель – сделать из Пулково современный аэропорт, международный хаб, который сможет принимать до 22 млн пассажиров в год. Чтобы полностью реконструировать аэропорт и достигнуть поставленной задачи, по нашим оценкам, потребуется около 30 млрд рублей. Город берет на себя обязательства привлечь необходимые частные средства, также за счет собственного бюджета реконструировать вторую взлетно-посадочную полосу, которая находится в плохом состоянии.

Полагаю, мы сможем в течение года подготовить проведение инвестиционного конкурса. Недавно принятый городской закон «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах (ГЧП)» дает нам преимущества в отношении объектов, находящихся в городской собственности, и позволяет хорошо структурировать конкурс и привлечь инвестора. Сомнений в успехе у меня нет.

– Какой пакет акций город может передать инвестору, а какой сохранить за собой?

– В принципе, город не считает обязательным оставлять за собой контрольный пакет акций аэропорта. Но пока я не хотел бы говорить об условиях конкурса. Нужна еще очень серьезная подготовка. Необходимо понять, на что будет готов рынок, уяснить критерии отбора участников конкурса.

– Тем не менее какой вам видится общая схема привлечения инвестора – это будет передача аэропорта в концессию или какая-то другая форма ГЧП?

– Концессия – это механизм, оправданный лишь в том случае, когда объект конкурса нельзя передать в частную собственность и речь может идти только о праве пользования и владения на определенный срок. Во всех остальных случаях для инвестора более комфортным является, конечно, право собственности – навсегда либо на какой-то период времени. И в ситуации с проектом аэропорта Пулково оптимальны именно такие модели ГЧП.

Скорее всего, инвестиционный конкурс окажется сложным по своей структуре. У инвестора будут обязательства не только инвестировать значительные средства в реконструкцию. Он должен будет и эксплуатировать весь комплекс на высоком уровне в соответствии с конкретными параметрами, которые мы укажем в условиях конкурса. Как показывает мировой опыт, столь масштабные и дорогостоящие инфраструктурные проекты имеют весьма длительный срок окупаемости и не очень высокую доходность. Понятно, что инвестору должен быть обеспечен возврат инвестиций. В этой связи, к примеру, трудно представить, что город, оставив в своей собственности часть пакета акций, сможет рассчитывать на какие-то дивиденды. Самое главное для города – чтобы аэропорт был как минимум одним из лучших в Европе, работал эффективно с точки зрения транспортных возможностей, уровня обслуживания, сервиса.

– Почему возникло требование о передаче инвестору приаэропортовых земель и какова их площадь?

– Обеспечить сервис высокого уровня для 22 млн пассажиров, на которых мы рассчитываем, на существующих землях аэропорта не представляется возможным. Для строительства нового аэропортового комплекса понадобится дополнительно порядка 150 га земли, и город готов их выделить.

– Оправданно ли решение провести архитектурный конкурс отдельно от выбора инвестора, который будет осуществлять весь проект реконструкции и развития аэропорта?

– Это вполне логично. По итогам архитектурного конкурса будет выбрана архитектурная концепция. Мы хотим, чтобы она была готова именно до объявления инвестиционного конкурса: победитель должен понимать, за что он берется, включая архитектурный облик будущего вокзального комплекса.

– Кстати, ваша ближайшая поездка в Сингапур связана с тем, что сингапурский оператор аэропорта Changi изъявлял желание участвовать в развитии Пулково?

– Сингапурский аэропорт – один из крупнейших в мире, он принимает до 30 млн пассажиров в год и уже несколько лет признается лучшим аэропортом мира. Поэтому основная цель нашей поездки заключается в том, чтобы ознакомиться с управлением аэропорта, понять стандарты его работы и использовать положительный опыт в проекте Пулково.

Санкт-Петербург

В подготовке материала участвовал Виктор Цукер