Есть контакт

Всего за год в Санкт-Петербурге появилась новая массовая потребительская услуга – быстрый домашний доступ в интернет

Последние две недели городские интернет-провайдеры подводили итоги подключений к своим услугам в прошлом году. Результаты значительны. На сегодняшний день, по данным операторов, широкополосным доступом в интернет в домашних условиях пользуется около  200-250 тыс. абонентов (диапазон объясняется тем, что не все локальные районные операторы разглашают информацию о подключениях). Таким образом, число абонентов по сравнению с прошлым годом выросло почти в пять раз. Учитывая, что в подавляющем большинстве случаев абонентов подсчитывают по количеству прямых подключений (одно подключение – одна квартира), быстрым домашним доступом сейчас пользуется около полумиллиона жителей города, а уровень проникновения широкополосного интернета в Петербурге составляет 15-20%.

Примечательно, что рост подключений на городском рынке (впрочем, на московском, а также на некоторых региональных рынках, в том числе на Северо-Западе, ситуация аналогичная) совпал с появлением новых стандартов потребления, которые в прошлом году ввел Комитет по качеству жизни Совета Европы. В разделе «Доступ к средствам информации» указывается, что  быстрый интернет (со скоростью от 256 кбит/c) является частью обязательной потребительской корзины европейца. Российский рынок еще далек от этого стандарта, но общая динамика и прогнозы операторов на этот год говорят о том, что мы можем наверстать упущенное уже в ближайшее время.

Скорость больше, денег меньше

Локомотивом рынка доступа в интернет стала технология ADSL. Именно конкуренция провайдеров этого сегмента и их заметные маркетинговые инициативы последних полутора лет сформировали оптимальную на сегодня услугу по соотношению «цена-качество»: средняя скорость домашнего подключения – около 200 кбит/с, средний счет – 25 долларов. Именно такое сочетание (у каждого оператора эти цифры, конечно, варьируются в зависимости от пакета услуг) и подтолкнуло массовый спрос на быстрый интернет. «Был преодолен явный психологический барьер в 30 долларов. После чего  начался массовый поток подключений. Надо сказать, что эти цифры в целом близки к тем, которые установились сейчас, например, в Германии, Франции, в странах Восточной Европы», – говорит старший аналитик рынков Восточной Европы компании Informa Telecoms & Media Евгений Горный.

Напомним, что до начала 2006 года  фактическим монополистом на рынке услуг ADSL-доступа в интернет была компания «Вэб Плас». С прошлого года ситуация резко изменилась – на этот же рынок вышел Северо-Западный телеком (СЗТ). Началась активная ценовая гонка, в результате которой тарифы на услуги снизились до 40%, а число абонентов существенно выросло. Так, у СЗТ, имеющей доступ практически в каждую петербургскую квартиру, абонентов ADSL-проекта «Авангард» сейчас насчитывается около 60 тыс. «Вэб Плас» же в прошлом году увеличил число абонентов с 28 до 40 тыс.

Таким образом, СЗТ пока обогнал конкурента по числу пользователей, но, как утверждают эксперты, уступает «Вэб Пласу» по финансовой эффективности. Сегодня «Вэб Плас» получает с частного клиента в среднем 28 долларов в месяц, в то время как конкурент при большем числе абонентов  получает с каждого лишь в среднем 17 долларов. Впрочем, уверен Евгений Горный, рано или поздно средний счет абонента «Вэб Пласа» начнет приближаться к 20 долларам, в противном случае оператору придется сфокусироваться на узкой, стратегически невыгодной нише высокодоходных абонентов.

Планы конкурентов значительны. Генеральный директор «Вэб Пласа» Андрей Ширенко говорит, что  в 2007 году запланировано увеличение числа пользователей оператора на 50%. Минимум на 50% планирует увеличить свою абонентскую базу и  СЗТ.

Технология переходного периода

ADSL стала востребована в первую очередь как технология переходного периода от медленного и стремительно устаревающего модемного dial-up-доступа к быстрым широкополосным каналам. ADSL на этом этапе удобна тем, что не требует специальной организации так называемой «последней мили» (участок абонентской линии от клиента до точки подключения) – «последней милей» в данном случае является телефонный кабель, который есть в каждой городской квартире; никаких дополнительных каналов проводить не нужно.

Однако это преимущество на определенном этапе развития создает и определенные ограничения, которые начинают проявляться по мере роста запросов пользователей. Качество работы ADSL сильно зависит от общей нагрузки на сеть (проще говоря, от того, сколько пользователей оператора в данный момент одновременно вышли в интернет). Не секрет, что ADSL-пользователи городских операторов жалуются на постоянные перебои с подключениями, связь периодически прерывается и отсутствует от нескольких минут до нескольких часов. Ограничены возможности ADSL и по скорости. Сейчас они устраивают потребителя, но постепенно, с утяжелением трафика, будут неконкурентоспособны.

Правда, тот же «Вэб Плас» в новом году среди основных планов развития компании называет ввод новой технологии ADSL 2+, которая позволит существенно увеличить скорость передачи данных. В частности, благодаря этому нововведению провайдер с 15 февраля объявил об удвоении скорости на уже существующих безлимитных тарифах при сохранении существующих расценок. По тому же пути идет и СЗТ. Оператор представил новый тарифный план для ADSL-подключений под названием «МегаАвангард» – круглосуточный безлимитный доступ в интернет со скоростью 1 Мбит/с.

В любом случае, как показывает западный опыт,  ADSL-провайдеры хоть и являются поначалу самыми массовыми и динамичными игроками, после того как формируется стабильный спрос на услуги быстрого интернета, передают пальму первенства так называемым домашним сетям или кабельным операторам, подводящим в квартиры выделенные широкополосные каналы.

Сетевой бум

Cобственно, конкуренция «Вэб Пласа» и СЗТ, которые в течение года проводили масштабную рекламную кампанию услуги, привлекла внимание публики к другим вариантам широкополосного доступа, представленным на рынке. ADSL стала мотором  (см. «Эксперт С-З» №15 от 17 апреля 2006 года) для альтернативных технологий.  «Со стороны абонентов  в результате сформировалась „мода“ на широкополосный интернет, и уже процветает убеждение, что dial-up – это все-таки неудобно и медленно», – говорит ассоциированный партнер J’Son&Partners Борис Овчинников.

Со второй половины прошлого года настоящий бум начался на рынке домашних сетей. Еще совсем недавно здесь действовали небольшие компании, обслуживающие несколько кварталов. В отличие от ADSL-провайдеров, они не используют для передачи данных телефонные линии, а строят оптоволоконную инфраструктуру на небольшой территории. Собственно, домашними они названы из-за принципа комплексного подключения: в районе подключается один дом за другим, и если дом подключен, воспользоваться услугами оператора могут все квартиры, никаких технических ограничений не будет. При этом потенциально скорость доступа в домашних сетях может достигать 100 Мбит/c.

С 2007 года построить свои сети решили практически все крупные операторы Петербурга. Так, «ПетерСтар» завершил создание опытной зоны в «спальном» Рыбацком и в настоящий момент готовится к дальнейшему развитию проекта. Кроме того, «ПетерСтар» продвигает услугу ADSL для своих абонентов на Васильевском острове.

«Показательно, что на этот рынок вышел такой крупный оператор, как наша компания. До „ПетерСтара“ данные услуги развивали только локальные компании, их сейчас в городе порядка тридцати, – говорит генеральный директор компании Виктор Кореш. – Мы вышли на рынок домашних пользователей постоянного доступа в интернет в самый критический момент. По нашим ощущениям, еще год назад данный шаг был бы преждевременным. В 2004 году мы наблюдали взрывной рост количества интернет-пользователей по dial-up-картам, что должно было привести к распространению более скоростных технологий. Так и произошло». При этом генеральный директор «ПетерСтара» утверждает, что компания отказалась от покупки небольших домашних сетей.  «Ажиотаж такой, что они оказались сильно переоценены», – считает Виктор Кореш.

Вышла на этот рынок и компания «Метроком».  В настоящий момент оператор подключил к своей сети восемь домов и не исключено, что в 2007 году приступит к расширению зоны охвата. «Работу с квартирными абонентами мы начали еще в 2006 году – задолго до введения СЗТ новых тарифов для частных пользователей. В нынешнем году произойдет существенное увеличение числа квартирных абонентов „Метрокома“: весной 2007 года сдаются в эксплуатацию несколько новых домов, в которых мы будем предоставлять услуги Triple-play – телефонию, доступ в интернет и трансляцию телевизионных каналов. И мы планируем неуклонно наращивать свое присутствие в этом сегменте рынка», – говорит генеральный директор «Метрокома» Сергей Жданов.

Наконец, на рынок домашних сетей выходит  «Вэб Плас». Компания собирается к концу этого года охватить своей домашней сетью около 1 тыс. домов, инвестировав в инфраструктуру примерно 5 млн долларов. Пока у «Вэб Пласа» подключены всего 350 абонентов в 150 домах: проект «Домашние сети» был запущен осенью прошлого года. При этом Андрей Ширенко отмечает, что у «Вэб Пласа» нет географической привязки к какому-либо району: используемая технология ADSL 2+ позволяет подключить любой отдельно взятый дом по высокоскоростному каналу. Сейчас компания рассматривает возможность подключения микрорайонов, застроенных «хрущевками». Сегодня провайдеры обходят их стороной, поскольку в этих домах, лишенных вспомогательных помещений, негде устанавливать оборудование. Использование ADSL 2+ помогает эту технологию обойти (провайдер будет «доходить» до домов на базе ADSL, а внутри здания уже делать разводку по квартирам на базе технологии Ethernet, которую используют все домовые сети).

Очевидно, «Вэб Плас» пытается диверсифицировать свой бизнес, что позволит компании снизить зависимость от СЗТ. Для организации ADSL-доступа «Вэб Плас» арендует у городского монополиста абонентские линии, что в условиях жесткой конкуренции несколько рискованно: арендные ставки всегда могут быть повышены.

Их много

Только этими тремя крупными проектами список инициатив на рынке домашних сетей не ограничивается. Сюда идут все. Так, планирует запустить свой «домашний проект» московская компания «Корбина-Телеком». С прошлого года домашние сети сразу в пяти районах города строит  компания «ВестКолл», которая для этого специально вывела на рынок торговую марку WestHome. Решился на строительство домашней сети даже оператор таксофонной связи компания «Национальная таксофонная сеть» (НТС), которая планирует инвестировать в этот проект около 10 млн долларов. 

Нельзя забывать, что на этом рынке уже несколько лет работает проект «Линия 1», который использует техническую инфраструктуру компании «Петербург Транзит Телеком». Основные районы действия «Линии 1» – Приморский и Выборгский, однако в целом ее услуги доступны в некотором количестве домов в каждом из районов города. В отличие от классических домашних сетей, «Линия 1» предлагает комплекс услуг, включая организацию телефонной линии. Кроме того, в свое время она стала первой, кто предложил услуги видеотрансляции по своей сети. По схеме комплексного обслуживания работает и «ЛАНК Телеком». На сегодняшний день к сети этого оператора подключено 20 домов в Приморском районе, в которых возможность подключения к услугам телефонии и доступа в интернет имеют около 4 тыс. владельцев квартир.

Наконец, широкополосный доступ в интернет для квартирных абонентов предоставляет  телекомпания «Санкт-Петербургское кабельное телевидение» (ТКТ). Число абонентов ее услуги «Твой интернет» к концу 2006 года достигло 20 тыс. человек (в начале года абонентов было всего 2 тыс.). В этом году  компания планирует наращивать темпы продаж и подключить к своей сети  еще 60 тыс. абонентов. И если планы компании осуществятся, она станет одним из лидеров петербургского рынка широкополосного интернета.

Имя им – миллион

Очевидно, что строительство домашних сетей стало самым популярным занятием на петербургском рынке связи. Масштабные планы в этой области вынашивает не один десяток телекоммуникационных компаний города. Если все проекты будут доведены до конца, сегмент домашних сетей ожидает гиперконкуренция. Уже сейчас во многих районах с высокой плотностью жилой застройки у абонента появился выбор – подключиться не к одной, а к двум или даже трем домашним сетям. Значительно увеличилась площадь покрытия жилых кварталов домашними сетями. Сейчас подключиться к домашней сети можно практически во всех новостройках. А за счет роста конкуренции и районы с менее плотной застройкой стали представлять гораздо больший интерес для операторов.

Все идет к тому, что в каждом районе в течение ближайших двух лет в обязательном порядке наряду с ADSL-провайдерами будут работать сразу несколько операторов домашних сетей

При этом строительство домашних сетей не требует масштабных инвестиций. По оценке аналитического агентства «Рустелеком», для создания общегородской инфраструктуры, охватывающей практически все многоквартирные жилые дома, требуется около 100 млн долларов. Построив такую сеть, инвестор сможет на равных конкурировать с СЗТ, предлагая абонентам не только скоростной интернет, но и массу дополнительных услуг, таких как телефония, платное телевидение и доступ к разнообразному контенту.

Все идет к тому, что в каждом районе в течение ближайших двух лет в обязательном порядке наряду с ADSL-провайдерами будут работать сразу несколько операторов домашних сетей. Различия между игроками незначительны: какие-то будут развивать качественную сеть с внутренним контентом, какие-то – делать особую ставку на скорость, другие – на оперативность подключения (сейчас, в условиях бума, этот момент уже является чуть ли не ключевым конкурентным преимуществом: подключения услуги некоторые пользователи ждут больше месяца).

Неизбежна и консолидация рынка – мелких игроков рано или поздно скупят крупные компании. Столь же неизбежно и размытие технологий: средний пользователь не будет различать, как он подключен к интернету – по ADSL, кабельному каналу или выделенной линии домашней сети, один и тот же оператор будет предоставлять и то, и другое, и третье. Общее же число абонентов широкополосного доступа в Петербурге, по оценке J’Son&Partners, при существующей динамике к концу этого года достигнет 500-600 тыс.  А в 2010 году их будет уже миллион.

Санкт-Петербург