Бумажное электричество

Тема недели
Москва, 12.03.2007
«Эксперт Северо-Запад» №10 (312)

По большому счету, никакой реформы электроэнергетики в России нет. Происходят лишь второстепенные оргмероприятия по реструктуризации монополиста – РАО «ЕЭС». Но для достижения основных целей реформы до сих пор не выполнено главное – нет свободы торговли электроэнергией и не созданы условия для окупаемости прямых частных инвестиций в электроэнергетику.

Отсутствие свободы торговли выражается в том, что производитель и потребитель не могут напрямую реализовать сделку купли-продажи. Ни один более или менее серьезный производитель электроэнергии в России (с мощностью генерации более 5 МВт) не имеет права свободно продать свою продукцию покупателю, даже если они нашли друг друга без посредников. Производитель обязан продать энергию на федеральный оптовый рынок, оператор которого затем продаст ее потребителю, при этом добавив к цене продавца свою «накрутку» – не за конкретную услугу, а просто так, по праву силы.

Характерно, что этот порядок распространяется не только на старые станции, принадлежащие структурам РАО «ЕЭС», но и на новые, создаваемые частными инвесторами, которым документы по реформе электроэнергетики обещали свободу торговли. В такой ситуации рынка электроэнергии нет и быть не может, хотя его создание объявлено одной из главных целей реформы. То, что сейчас ответственные за нее люди называют «рынком электроэнергии», – фикция, «виртуальная реальность». Рынок существует только на бумаге.

Все это делает невозможным достижение и второй цели реформы, в нынешней ситуации, может быть, даже более важной, чем создание рынка, – привлечение частных инвестиций в стремительно деградирующие генерирующие мощности и сетевую инфраструктуру. Для такого инвестирования (как и любого вложения частных капиталов) необходимы привлекательные условия, как минимум позволяющие окупать вложения в приемлемые сроки. Сейчас такие сроки не могут превышать 8-10 лет. Однако, как показывают расчеты по конкретным проектам в Санкт-Петербурге, в частности уже начавшегося строительства Юго-Западной ТЭЦ, а также проектов строительства ТЭЦ «Парнас» (компания «Синтез») и ТЭЦ на Васильевском острове (консорциум «ТГК-1», Fortum, УК «Морской фасад»), существующие федеральные правила не позволяют достичь такой окупаемости обычными рыночными методами. Корень зла – описанные выше экономически необоснованные, не обеспеченные реальными услугами, но обязательные «накрутки» на цену товара, своего рода дополнительный налог, делающий инвестпроект нерентабельным.

Чтобы обеспечить возврат инвестиций, правительство Санкт-Петербурга не имеет другого выхода, кроме как субсидировать частные проекты, но это нонсенс с точки зрения мировой практики, где электроэнергетика является весьма доходным бизнесом. Еще можно понять государство, когда оно предоставляет субсидии по социальным причинам (малообеспеченным гражданам по оплате услуг ЖКХ в России или экспортерам сельхозпродукции для поддержания традиционной деревни в Евросоюзе). Но действующее в России законодательство фактически вынуждает региональные власти субсидировать… РАО «ЕЭС», ибо мешающая окупаемости инвестпроектов «накрутка», которую и приходится компенсировать за счет бюджетной субсидии, идет в карман ОАО «ФСК ЕЭС» («дочка» РАО «ЕЭС» – федеральная сетевая компания, ведающая магистральными линиями электропередач). И если относительно богатый Петербург еще может предоставлять такие субсидии, то большинству субъектов РФ наверняка это не по силам.

При всем этом ситуация еще и ухудшается. С 1 апреля в России начинается постепенный переход к мировым ценам на газ. Следовательно, себестоимость электроэнергии вырастет еще больше, что особенно болезненно для новых независимых производителей. Если не заработает система прямых продаж потребителям электричества на розничном рынке, а тарифы будут по-прежнему отставать от растущей себестоимости, то вскоре даже Петербург не сможет реализовывать инвестиционные проекты в электроэнергетике. И появлению независимой генерации в России будет поставлен непреодолимый заслон.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №10 (312) 12 марта 2007
    Реформа энергетики
    Содержание:
    Время распутывать

    Чтобы бизнес инвестировал в новые генерирующие мощности, государство должно создать свободный рынок торговли электроэнергией. Вопреки целям реформы российской электроэнергетики, такого рынка в России нет

    Реклама