Алхимия цифр

Тема недели
Москва, 19.03.2007
«Эксперт Северо-Запад» №11 (313)

Магия чисел поразила всех – политиков, аналитиков, рядовых избирателей. Похоже, мы утрачиваем способность мыслить в содержательных терминах – их место прочно заняла статистика. «По показателям» работают все, от партийного руководства до социологов, проводящих опросы. И даже сейчас, после прошедших неделю назад выборов, нас интересуют совсем не новые политические возможности, а вполне абстрактные вещи, скажем средний процент проголосовавших за «Единую Россию» и КПРФ или доля испорченных бюллетеней. Мы верим, что именно цифры скажут нам о результатах выборов гораздо точнее, чем намерения и действия победителей и проигравших.

Надо сказать, что вера эта имеет под собой некоторые основания. Прошедшая кампания оказалась на редкость безыдейной. Вернее, с некой внешней, формальной точки зрения идей было хоть отбавляй, особенно после того, как лидер «Справедливой России» Сергей Миронов объявил курс на социализм с человеческим лицом. Но программные идеологии в России, как еще раз подтвердили выборы 11 марта, имеют весьма косвенное отношение к реальному избирательному процессу. А если судить по телевизионным роликам, уличным билбордам или выступлениям агитаторов, идеология получилась вообще одна на всех. И сводится она к тому, что нефтяные сверхдоходы нужно поровну поделить между гражданами страны.

Когда левые «Патриоты России» грозятся через год обеспечить среднюю зарплату в 25 тыс. рублей, это логично, этого ожидаешь (даже при том, что «Патриоты» обещают лишь форсировать процесс, а «Единая Россия» намерена добиться того же, только за три года). Когда «левая нога» власти – «Справедливая Россия» – объявляет о намерении увеличить зарплаты «в разы» и для этого «распечатать стабилизационный фонд», это вызывает понятную реакцию, но тоже вполне ожидаемо. Но когда единственная допущенная к петербургским выборам либеральная партия СПС обещает своим избирателям ровно то же самое, ситуация кажется абсурдной. Правда, самые опытные участники выборов, КПРФ и ЛДПР, держатся несколько в стороне от этой гонки, но для них сильные идеологические находки – вообще дело далекого прошлого.

По существу, большинство партий стремятся расширить свою целевую аудиторию за счет электората «Единой России», значительная доля которого – как раз бюджетники и пенсионеры. Отсюда и написанные под копирку лозунги, и огромные ресурсы, вложенные в кампанию, – работа с массовым потребителем всегда обходится очень дорого (только в Петербурге в фонды партий на конец февраля поступило почти 450 млн рублей, и это лишь прямые официальные расходы). И в узком контексте текущей борьбы все логично. Демиурги поставили перед менеджерами партий тактические задачи, и те с энтузиазмом бросились накручивать целевые показатели.

Но рациональность момента совершенно заслонила перспективы. Участники кампании не заглядывают в будущее дальше чем на год-полтора и не видят губительность этой стратегии. Ведь «среднего избирателя» мало один раз завоевать, его надо удержать надолго, и совершенно непонятно, как будут с этим справляться те же СР или СПС. Ресурсов для конкуренции с партией власти все равно не хватит: у той в активе годы экономического роста,  и остается разве что уповать на глобальный кризис. А щедро розданные предвыборные обещания никто из оппонентов «Единой России» выполнять, видимо, не намерен, так как выполнить их невозможно. Более того, вступив в борьбу за электорат партии власти, очень легко потерять прежних сторонников, в том числе голосующих по идеологическим мотивам. Провал СПС в Петербурге, где потенциал либералов составляет 10-15%, – лучшее тому подтверждение. Пытаясь завоевать голоса пенсионеров и бюджетников и не уделив внимания своим традиционным избирателям, партия проиграла на обоих фронтах.

Партии стали предельно технологичными – в том смысле, что технология стала для них гораздо важнее настоящей борьбы. Очевидно, что контуры такой политической системы намечены идеологами власти. Однако достраивают это здание уже не чиновники, а сами партии, научившиеся отвечать перед спонсорами, но не желающие нести никаких обязательств перед избирателями. Именно они – катализаторы той алхимии цифр, которая нам уже порядком надоела. 

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №11 (313) 19 марта 2007
    Региональные выборы
    Содержание:
    Без сучка, без задоринки

    Главная задача, поставленная федеральной властью перед губернаторами на региональных парламентских выборах 11 марта, решена. «Справедливая Россия» стала полноправным игроком на политическом поле, причем без ущерба для «Единой»

    Реклама