Тяжелая артиллерия

«Газпром» помогает Петербургу излечиться от главной своей болезни – несоответствия уровня развития инфраструктуры статусу великого города и его экономической значимости

На днях губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер озвучили ряд важных решений, касающихся развития скандально известного проекта «Газпром-сити». Хотя намерение возвести высотную доминанту именно на Охте, напротив Смольного, осталось непоколебимым, концепция проекта заметно корректируется. Решено отказаться от предполагавшейся ранее одиозной схемы финансирования (полностью из городского бюджета) строительства коммерческой недвижимости, которая к тому же будет находиться в собственности «Газпрома». Также обещано сделать больший акцент на общественные и культурные функции комплекса, отныне именуемого «Охта-Центр».

«Газпром» мог просто построить для себя офис, но компания доказывает, что является социально ответственным бизнесом», – утверждает Валентина Матвиенко, подчеркивая значимость для города проекта комплексного развития территории на Охте (свыше 60 га). И действительно, роль, которую «Газпром» играет в развитии экономики региона (в первую очередь Петербурга), позволяет говорить о неком феномене. Из всех корпораций общероссийского масштаба «Газпром» демонстрирует наибольший уровень присутствия в Петербурге. При этом многие его проекты имеют главным образом социальное значение для города – их коммерческая целесообразность для самой компании неочевидна. Высказываются предположения, что особое внимание «Газпрома» к Северной столице имеет политический подтекст и определяется личными указаниями президента РФ Владимира Путина. Говорят даже, что комплекс «Газпром-сити» задумывался якобы как возможная штаб-квартира Владимира Путина на постпрезидентскую перспективу. Впрочем, как бы то ни было, не вызывает сомнений, что участие «Газпрома» в решении важных для города инфраструктурных проблем объективно полезно.

Стратегический поставщик

«Основной вид деятельности „Газпрома“ – обеспечение газом, и главное, что сегодня требуется городу от компании, – это существенное увеличение поставок газа», – констатирует председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению (КЭиИО) Санкт-Петербурга Александр Бобров. В настоящее время экономика города потребляет порядка 11 млрд кубометров газа, из которых около 60% приходится на энергетику. А к 2015 году потребление газа должно вырасти в полтора раза с учетом стратегических планов развития города, и особенно энергетических проектов ОАО «ТГК-1» и независимых инвесторов.

Примечательно, что во взаимоотношениях с «Газпромом» Петербург не просто «плывет по течению», а пытается играть активную роль. Так, Петербург первым из российских регионов подписал с «Газпромом» (в декабре 2006 года) рамочную программу, которая касается роста поставок газа и выполнения компанией необходимых для этого технических мероприятий. Стремясь к системному взаимодействию с «Газпромом», Смольный сформулировал свои предложения на основе проекта генеральной схемы газоснабжения, разрабатываемой по заказу правительства города. Как отмечает Бобров, необходимо увеличить поставки газа не менее чем на 5 млрд кубометров. В частности, для Юго-Западной ТЭЦ требуется около 1 млрд кубометров и примерно столько же – для будущей ТЭЦ «Парнас». ТГК-1 нужно около 1 млрд кубометров для строительства нового блока на Южной ТЭЦ, 600-700 млн кубометров – на новый блок ТЭЦ-5, 400-500 млн кубометров – для Центральной ТЭЦ, которая будет реконструирована с увеличением мощности, 700-800 млн кубометров – для увеличения мощности Василеостровской ТЭЦ. Наконец, чтобы заработал на полную мощность второй блок Северо-Западной ТЭЦ, предназначенной для обеспечения электроэнергией Петербурга, требуется еще около 900 млн кубометров газа.

Предполагается, что до конца 2007 года программа, касающаяся увеличения поставок газа в Петербург, будет полностью синхронизирована с инвестпрограммой «Газпрома». Речь идет о модернизации и строительстве новых компрессорных станций, прокладке дополнительных газопроводов к существующим энергетическим объектам. В частности, потребуется реконструкция компрессорной станции «Северная», чтобы стало возможным обеспечение газом второго блока Северо-Западной ТЭЦ. Он был торжественно открыт еще в ноябре 2006 года, но уже через несколько дней остановлен из-за отсутствия газа.

Сетевой вопрос

Другое важнейшее направление развития городской инженерно-энергетической инфраструктуры, где может быть задействован потенциал «Газпрома», – модернизация газораспределительной сети. «На сегодня есть решения о реализации „Газпромом“ совместно с городом четырех дорогостоящих проектов общей стоимостью 10 млрд рублей», – поясняет Бобров. Так, уже законодательно утверждены программы строительства двух газопроводов – для обеспечения газом Кронштадта и новостроек на севере города (в районе проспекта Просвещения). В течение месяца планируется принять решения о строительстве газопровода, соединяющего зону Лахтинского разлива и Васильевский остров, а также газопровода к Юго-Западной ТЭЦ.

Смольный рассчитывает привлечь «Газпром» и к осуществлению ряда проектов реконструкции внутригородских газопроводов. По словам Боброва, администрация Петербурга будет передавать в аренду на 25 лет нуждающиеся в модернизации городские газопроводы ООО «ПетербургГаз» (51% акций компании принадлежат городу и 49% – «Газпрому»), которое станет привлекать инвестиционные средства (прежде всего самого «Газпрома»). Вложения в первоочередные проекты могут составить 5-7 млрд рублей.

Кроме того, к 2010 году «Газпром» должен газифицировать 47 поселков в пригородах Петербурга (тем самым уровень газификации в регионе достигнет 100%). Общая стоимость программы составляет более 3 млрд рублей. Как отмечает председатель КЭиИО, в 2007 году «Газпром» направит на эти цели около 800 млн рублей, город вложит порядка 500 млн рублей и еще 220 млн рублей составят средства, которые «ПетербургГаз» получит в качестве инвестиционной надбавки.

Тепло инвестиций

В Петербурге «Газпром» предлагает совершенно эксклюзивный продукт – комплексную реконструкцию в различных районах города систем теплообеспечения, позволяющую, как говорит Валентина Матвиенко, на 50 лет забыть обо всех проблемах. Объем инвестиций по трем уже реализуемым проектам составляет около 10 млрд рублей. По словам Боброва, старт в 2004 году первого проекта в Петроградском районе стал следствием политического решения для компании, основной акционер которой – государство. И в принципе пока не наблюдается избытка инвесторов, стремящихся осуществлять подобные проекты со сроком окупаемости 10 лет и более.

Сконструированная Смольным модель взаимоотношений с «дочками» «Газпрома» – это, по сути, аналог концессии. Инвестор за счет собственных средств реконструирует и строит котельные (часть устаревших котельных закрывается или модернизируется с переводом на газ) и перекладывает теплосети. Все имущество остается в собственности города – инвестор получает его в аренду на 25 лет. Механизм возврата средств, которые должны быть вложены в течение трех-четырех лет, предусматривает, что из бюджета города 10 лет выделяются субсидии. «На весь период разрабатывается тарифная модель, где по годам просчитывается, как будут меняться тарифы и субсидии, и законом Санкт-Петербурга принимается соответствующая целевая программа», – поясняет Бобров. Поскольку тарифы на тепло (в отличие от тарифов на электроэнергию) могут устанавливаться региональными властями, администрация города способна обеспечивать невысокую, но приемлемую для такого мощного инвестора, как «Газпром», доходность. Как показывает опыт проекта в Петроградском районе, модернизация котельных позволяет сокращать на 20-30% потребление газа и, соответственно, себестоимость тепла.

В ближайшее время правительство Санкт-Петербурга примет постановление о проведении конкурса на право реконструкции системы теплоснабжения Центрального и Адмиралтейского районов. Вероятность того, что инвестором вновь окажется структура «Газпрома», весьма велика. По словам Боброва, это будет наиболее сложный проект, в реализации которого примет участие и ОАО «ТГК-1». Выделяется зона централизованного теплоснабжения, где планируется закрытие 55 устаревших котельных и переключение нагрузок на ТЭЦ ОАО «ТГК-1». А в зоне децентрализованного теплоснабжения вместо 101 старой котельной будет создано 47 новых и переложены сети – это обойдется инвестору в 2,5 млрд рублей. Возможно, в этой части проект впервые будет реализовываться по концессионной схеме.

Кстати, уже в обозримой перспективе «Газпром» может стать активным игроком на рынке электроэнергетики – об этом объявлено как о новом стратегическом приоритете компании. «Полагаю, для „Газпрома“ целесообразно принимать участие в новых проектах по генерации, позволяющих эффективно использовать газ, – отмечает Бобров. – В этом году ОАО „ТГК-1“ осуществляет IPO, и мы предполагаем, что „Газпром“ будет участником этого процесса и может стать одним из акционеров ТГК-1. По некоторым сведениям, в Смольном обсуждаются конкретные проекты реконструкции и создания новых генерирующих источников, которые могли бы реализовываться с участием «Газпрома». Учитывая дефицит мощностей электроэнергии в Петербурге, подобную деятельность компании можно только приветствовать.

Неумолимая принципиальность

Наибольший резонанс вызывает девелоперская активность «Газпрома» в Петербурге. Как отмечают эксперты, такая деятельность плохо согласуется с курсом новой команды топ-менеджеров «Газпрома» на избавление от непрофильных активов и бизнесов. Очевидно, что на фоне масштабов основного бизнеса «Газпрома» девелоперское направление вряд ли может играть экономически значимую роль, а соответствующие проекты продиктованы во многом имиджевыми или политическими соображениями.

Один из подобных проектов с социальным оттенком – строительство дочерней структурой «Газпрома» спортивного комплекса с катком в Таврическом саду (на Потемкинской улице). Миллер лично курирует проект строительства стадиона европейского уровня на Крестовском острове. Арена предназначена прежде всего для футбольного клуба «Зенит», акционером (а фактически спонсором) которого является «Газпром». Создание стадиона стоимостью около 250 млн долларов финансируется за счет средств городского бюджета, однако, как постоянно подчеркивает Валентина Матвиенко, подразумевается, что расходуется часть налоговых поступлений газпромовских структур. Недавно было заявлено, что ООО «Межрегионгаз» возведет современный конгресс-центр в окрестностях Пушкина на выделенном городскими властями участке площадью 59 га. Проект, оцениваемый в 300 млн долларов, поможет городу преодолеть дефицит высококачественных выставочных площадей и соответствующей инфраструктуры (в том числе гостиничной), необходимой для проведения форумов международного уровня.

Неизвестно, в какой мере инициатива проекта «Газпром-сити» исходила от руководства «Газпрома» и администрации Петербурга или решения принимались на более высоком уровне в Москве. Зато не вызывает сомнений, что отказ от намерения выделять из бюджета города все 60 млрд рублей, необходимые для строительства административно-делового комплекса, находящегося в собственности «Газпрома», – это попытка хоть как-то компенсировать негативный общественный резонанс от проекта сооружения небоскреба. Кроме того, инициаторы, видимо, посчитали целесообразным снять серьезные правовые риски: ведь Бюджетный кодекс РФ требует, чтобы объекты, финансируемые из бюджета субъекта федерации, закреплялись в его собственность (см. «Опасные воды», «Эксперт С-З» №5 от 5-11 февраля 2007 года).

В итоге появилась более разумная модель: 51% инвестиций в проект сделает непосредственно ОАО «Газпром нефть», 49% средств выделит бюджет города и в соответствующих долях будут закреплены права собственности на все объекты. Сообщая об этом компромиссном решении, Валентина Матвиенко выразила руководству «Газпрома» особую «благодарность за найденное понимание по схеме финансирования», благодаря которому из бюджета города ежегодно будет выделяться не 6, а 3 млрд рублей (губернатор уверяет, что уже в 2007 году «Газпром нефть» перечислит в казну города 14 млрд рублей). Публично этот шаг обосновывается изменением концепции будущего комплекса. Утверждается, что в «Охта-Центре» станет весомее общественная составляющая – объекты спортивного, культурного, социального назначения (именно они будут находиться в собственности города). Впрочем, и в принятой ранее за основу концепции, разработанной британским архитектурным бюро RMJM, помимо офисов и гостиниц предусматривался спортивно-досуговый центр (с крытым катком, бассейном, фитнес-центром и т.д.), большой объем торговых площадей. Что же касается уменьшения доли офисной недвижимости класса «А» до 280 тыс. кв. м (прежде говорилось примерно о 500 тыс. кв. м), то этот шаг более адекватно учитывает реалии рынка недвижимости, с которыми «Газпром» как девелопер не может не считаться. Тем более, как отмечает Миллер, непосредственно для нужд «Газпром нефти» требуется 32 тыс. кв. м офисных площадей и около 38 тыс. кв. м – другим «дочкам» «Газпрома».

Но самым уязвимым в проекте «Газпрома» остается выбор места строительства. Ссылки на то, что именно здесь появились «первые каменные здания» Петербурга и поэтому исторически логично возникновение на Охте нового центра города, а высотное здание (при виде сверху) «цитирует» пятигранную конфигурацию крепости Ниеншанц (отсюда пять крыльев-блоков будущего небоскреба), выглядят не слишком убедительно. Но, судя по всему, и в Смольном, и в «Газпроме» проект «Охта-Центр» считают настолько эксклюзивным и стратегически важным для города, что все основные вопросы кажутся решенными. В том числе и согласования высотной доминанты, которая, безусловно, безжалостно вторгнется в архитектурный облик Петербурга и его исторические панорамы. Очевидно, преобладает мнение, что общие правила могут не работать, когда город имеет дело с «Гулливером».

Санкт-Петербург