Восточные ворота Евросоюза

Айнар Шлесерс: «Главное достоинство Латвии – ее географическое положение, и нужно использовать его максимально выгодно»

Министр транспорта Латвии Айнар Шлесерс – один из самых активных министров, работающий уже в третьем правительстве страны. Он имеет имидж смелого и напористого политика, последовательно отстаивающего интересы Латвии как важнейшего транспортно-логистического узла Восточной Европы на международном и европейском уровнях.

Судя по публичным заявлениям министра, он связывает успешную реализацию концепции, рассматривающей Латвию в качестве восточных ворот ЕС, с укреплением экономических связей с Россией. В частности, Шлесерс поддерживает скорейшее подписание пограничного соглашения двух стран, так как, по его мнению, оспаривая существующие границы, Латвия в своем упорстве не только нарушает основополагающие принципы Евросоюза, но и препятствует развитию прагматичных отношений с Россией.

Транзит Москва – Европа

– Латвия, судя по всему, намерена максимально использовать свое территориальное положение и создать транзитный коридор, в том числе между странами ЕС и Россией. На ту же роль претендует Эстония, фактически страной транзита для России является Финляндия. Отгрузку углеводородов оттягивают на себя российские порты. На что делаете ставку вы?

– Конечно, конкуренция в Балтийском регионе очень острая и в данной ситуации Латвия старается постоянно работать над улучшением транзитной инфраструктуры и законодательства и предлагает своим партнерам новые услуги по логистике, как на Западе, так и на Востоке. Если смотреть шире, то наше главное преимущество – удачное географическое положение. Латвия – самый прямой путь из Москвы через порты в старую Европу. Порты у нас незамерзающие, работают в режиме свободных портов и специальных экономических зон. Маршрут через Латвию выгоден, причем выгоден для транспортировки грузов из стран Азии, особенно из Казахстана и Китая в Северную Европу. В этой ситуации Латвия предстает в виде восточных ворот ЕС. Как пример могу привести постоянно курсирующий контейнерный поезд Латвия – Казахстан, который совершает регулярные рейсы с 2005 года.

Конечно, Литва и Эстония тоже хотят перетянуть к себе эти грузы, но я думаю, что в результате работы в конкурентном режиме в выигрыше окажутся все. Кто-то больше, кто-то меньше. Время покажет. Главное, что в выигрыше будут клиенты – компании, которые занимаются логистикой грузов, и конечный потребитель.

– Наблюдатели отмечают, что вашим планам развития транзитного коридора мешают такие факторы, как непредсказуемая и несправедливая тарифная политика на железнодорожные перевозки, политика по отношению к частным перевозчикам государственной железной дороги, которая оттягивает наиболее выгодные грузы на себя, а также низкое качество услуг в портах и состояние дорог. Каким образом можно устранить эти помехи?

– Ну, как раз про железнодорожные тарифы нельзя сказать, что они непрогнозируемые. Согласен, что предпринимателям хотелось бы фиксированных тарифов на многие годы вперед. Но надо понять и операторов железных дорог. Они уже сейчас делают все возможное, чтобы в обстановке высокой инфляции удержать тарифы на минимальном уровне. Разработкой железнодорожных тарифов занимается ассоциация Транзитного бизнеса Латвии, и она не позволит предприятию «Латвийская железная дорога» самоуправствовать в повышении тарифов. Но все-таки надо смириться с тем, что тарифы и в будущем будут немного расти. Единственное, что может затормозить их рост, – участие государства в поддержании инфраструктуры железных дорог. Если честно, то я не понял, что вы имеете в виду, говоря о нечестной тарифной политике и желании отобрать грузы...

Если вы говорите о предоставлении ЛЖД еще и экспедиторских услуг, то тут была задумка привлечь новые грузы, и однозначно могу сказать, что речь не идет о каком бы то ни было переделе транзитных потоков. До того ЛЖД работала просто как перевозчик. Она перевозила все, что было погружено. Сейчас ситуация изменилась – у ЛЖД появился опыт в таких транзитных перевозках, и этот опыт нужно использовать – железные дороги должны становиться генератором новых грузов. Нужно искать новых клиентов и разрабатывать новые услуги.

Про качество услуг портов – тоже не согласен. На мой взгляд, оно во многом зависит от ситуации на рынке. Латвийские порты делают все, чтобы быть лучшими в этом регионе, и предлагают все услуги, которые могут быть востребованы клиентами. Да, к сожалению, состояние дорог в Латвии не лучшее. Но в последнее время оно заметно исправляется. В настоящий момент у нас есть целая сеть не отреставрированных, а заново построенных дорог на ключевых направлениях. В разработке участки, которые в ближайшее время будут построены на частные средства. Приоритетным проектом в данной ситуации является обновление участка «московской» трассы Рига – Плявини.

Партнерство с Россией – крайне результативное

– Расскажите о тех усилиях, которые правительство Латвии прилагает для решения транзитной проблемы на границе с Россией. Можно ли считать, что предпринимаемые вами шаги полностью снимут напряженность?

– Я руковожу рабочей группой, в которой участвуют все главы отделений погранохраны и таможни, представители Министерства сообщения и МИД Латвии, правление крупнейших портов и управление ЛЖД. Эта группа проанализировала ситуацию на границе и проконсультировала правительство Латвии, какие действия необходимы для преодоления транзитного кризиса.

Хотелось бы начать с главного. В первую очередь, надо усовершенствовать процедуры пересечения границы, чтобы перевозчикам не приходилось производить ненужные маневры на отдельно взятом КПП. Во-вторых, необходимо увеличить пропускную способность этих КПП. Мы уже начали переговоры с российскими транспортниками о создании нового пункта в местечке Опули.

По мнению Шлесерса, рижский аэропорт уже сегодня не оставляет шансов вильнюсскому и таллинскому, а завтра станет крупнейшим в Восточной Европе

В-третьих, необходимо построить грузовой терминал на границе с Россией, рядом с уже существующими КПП – Терехово и Гребнево. Эти терминалы позволят при помощи новейшего электронного оборудования так выстраивать очереди, чтобы процесс прохождения пограничного контроля ускорился и стал более цивилизованным. Чтобы, к примеру, водители могли нормально высыпаться в здании терминала, соблюдать режим работы и отдыха, получать дополнительные услуги.

Конечно, было бы самоуверенно говорить, что это решит ситуацию на границе. Цель – сделать так, чтобы очередей вообще не было и автотранспорт быстро и легко пересекал границу. Однако это зависит и от тех шагов, которые предпримет Россия. Поэтому в данной ситуации очень важно подписать договор о границе с Россией, а также начать нормально работать в режиме межправительственных комиссий. Хотелось бы отметить, что работа таможни у нас очень успешная и профессиональная. Уже состоялись встречи рабочих групп таможен Латвии и России. И есть повод верить в скорейшее улучшение ситуации на границе.

– Как идет реализация идеи сделать из международного аэропорта «Рига» крупнейший в Восточной Европе перевалочный пункт? Судя по сообщениям СМИ, это наиболее успешный из ваших проектов.

– Безусловно, это так. Международный аэропорт «Рига» – один из самых динамично развивающихся аэропортов в Восточной Европе, и я надеюсь, что уже к 2010 году он станет крупнейшим в регионе. Конечная цель – увеличить пассажиропоток до 7 млн человек в год, а также работать над развитием грузопотока. В данный момент МА «Рига» не оставляет никаких шансов аэропортам Вильнюса и Таллина. Секрет успеха заключается в сотрудничестве с крупнейшими в ЕС бюджетными перевозчиками – компаниями Ryanair и Easyjet, которые заинтересованы в создании базы для обслуживания самолетов и перевалочного пункта именно в МА «Рига». Это даст толчок созданию крупнейшего воздушного узла именно в Латвии. В свою очередь, наличие такого воздушного узла обеспечит дальнейшее развитие логистики: грузы ведь будут перевозить не только по воздуху, но и по автомобильным трассам, и по железной дороге. Уже скоро начнется строительство второй взлетно-посадочной полосы, а в прошлом году была открыта вторая очередь аэропорта, значительно расширившая здание аэровокзала.

– В прошлом году российский крупный бизнес стал важнейшим источником внешних инвестиций для Литвы, причем без преференций со стороны государства. Насколько важны российские инвестиции для Латвии? Вы готовы более активно привлекать российский капитал в свою страну?

– Россия была, есть и будет одним из важнейших экономических партнеров Латвии, и можно прямо сказать, что мы очень заинтересованы в инвестициях со стороны России. И мы их получаем даже несмотря на не слишком благоприятный политический фон. Российские партнеры быстро находят общий язык с латвийским бизнесом, и в этом одно из главных достоинств Латвии по отношению к другим странам – у нас крайне простое и понятное законодательство, низкие налоги, простая регистрация. И российские компании уже давно и успешно этим пользуются.

При каждой возможности мы стараемся привлекать как можно больше потенциальных инвесторов, ведь главное достоинство Латвии – ее географическое положение, а значит, его нужно использовать максимально выгодно. И поэтому мы с удовольствием наблюдаем за приростом инвестиций из России. Особенно он увеличился после вступления Латвии в ЕС. Членство в ЕС – это своеобразный знак качества, знак соответствия административных систем Латвии и латвийского законодательства уровню ЕС. А если что-то пока и не соответствует, то мы приложим все усилия для того, чтобы оно начало соответствовать. Для этого, собственно, и работаем...

Рига