Опасная развилка

9 апреля 2007, 00:00
  Северо-Запад

Редакционная статья

Российские университеты уже давно живут меж двух миров. Один из них – советская система подготовки кадров с госзаказом, распределением и задачами идеологического воспитания. Мир советского образования – скорее воспоминание, но воспоминание приятное, с которым не хочется расставаться. Это стабильность, это сильная рука государства, которое однозначно формулирует требования к вузовской системе, награждает достойных, подтягивает отстающих. Второй мир – типичные капиталистические джунгли, где нет никаких гарантий, где необходимо умение ориентироваться на местности, быстро реагировать на внешние шоки, полагаться преимущественно на себя. Этот мир в чем-то притягателен, но, безусловно, опасен для неподготовленных, и ступать туда по доброй воле совсем не хочется.

В этом промежуточном состоянии между прошлым и настоящим застыло большинство российских вузов, и даже ведущие наши университеты – МГУ и СПбГУ – к сожалению, не исключение. Возьмем СПбГУ, который, с одной стороны, пытается идти в ногу со временем, модернизирует свою материальную базу, довольно успешно пробует новые формы организации образования, среди которых, например, создаваемая сейчас Высшая школа менеджмента или Смольный институт. Но с другой стороны, университет по-прежнему рассчитывает на помощь и заботу государства, а наладить взаимовыгодное партнерство с бизнесом, с городом, с иностранными потребителями образовательных услуг еще только предстоит.

До поры до времени такая стратегия, по принципу «от добра добра не ищут», давала некоторые плоды. Во всяком случае, университет действительно сохранил важные традиции, серьезные научные школы. Но чем дальше, тем сложнее жить без определенности и однозначной стратегии. Окно возможностей постепенно закрывается, и скоро выбора уже не будет – останется лишь невеселая перспектива государственного попечения. Впрочем, даже сейчас время во многом упущено: в конкуренции на мировом рынке СПбГУ все больше проигрывает молодым, но амбициозным и энергичным учреждениям – взгляните хотя бы на низкие места главного петербургского вуза в авторитетных международных рейтингах.

Никто не говорит, что сегодняшние планы придать СПбГУ автономию и отвернуть «бюджетный кран» бессмысленны. К счастью, наша политическая элита поняла, что даже ведущие университеты сами не в состоянии выбраться из кризисной ситуации, в которой они оказались после распада СССР, и их обязательно нужно поддержать. Эти инициативы важны и полезны и для преподавателей, и для студентов. Однако это повышенное внимание правительства к университету сулит и опасности. СПбГУ и МГУ рискуют оказаться в ловушке: искушение стабильностью, поддерживаемой государством, объективно отвлекает их от более важных перспектив и задач развития. Опасность угрожает главным вузам страны изнутри. Вместо того чтобы быть агентами и центрами социальных изменений, они могут сами себя обречь на вечное следование в фарватере.

Поэтому самое важное сейчас – избежать такого сценария. Если федеральное правительство не хочет или не считает нужным предлагать свои модели развития, нужно воспользоваться обещанной поддержкой, но взять инициативу в свои руки. СПбГУ и другие университеты должны преодолеть пассивность и предложить нечто новое стране, городу, людям, бизнесу, в дискуссии с ними определить собственные приоритеты. И не стоит бояться, что выход в открытое плавание лишит ведущие вузы бюджетной поддержки. Как показывает западная практика, успешные учебные заведения и от государства получают гораздо больше помощи, чем их менее выдающиеся собратья. Работает элементарная логика конкуренции.

А чиновникам в правительстве и Министерстве образования стоит задуматься над тем, что, предлагая большие бонусы, но не требуя взамен практически никаких институциональных реформ, они развращают руководство и преподавательский состав университетов. Прошлые заслуги вузов нуждаются в признании, но особый финансовый и административный статус не может быть просто щедрым даром властей – он должен стать инструментом трансформации высшего образования.