Условия выживания

Спецвыпуск
Москва, 23.04.2007
«Эксперт Северо-Запад» №16 (318)
Успешное развитие инфраструктуры Архангельской области требует прежде всего доверия между государством и бизнесом. Власть и предприниматели должны научиться согласовывать стратегические приоритеты и вместе выдвигать привлекательные инвестиционные проекты

Приоритетная федеральная поддержка успешных регионов и их инфраструктуры имеет и свои издержки. Менее развитые субъекты федерации, которые на деле еще больше нуждаются в финансовых вливаниях, чувствуют себя обделенными. В этом смысле случай Архангельской области типичен: эта важная для страны и богатая ресурсами территория серьезно отстает в развитии от других сырьевых регионов. Осваивать месторождения Севера мешают не только неблагоприятные природные условия, но и неразвитая дорожная, энергетическая, социальная инфраструктура, модернизация которой требует очень больших затрат.

В то же время это не означает, что у области совсем нет шансов в межрегиональной и глобальной конкуренции. Перспективы региона обсуждались на конференции «Развитие инфраструктуры как ключевой фактор экономического роста в Архангельской области», проведенной «Экспертом С-З» в Архангельске в начале апреля 2007 года. Участники мероприятия согласились: если область сможет выдвинуть привлекательное и убедительное для федерального центра предложение, у нее есть шанс привлечь бюджетные инвестиции в развитие инфраструктуры. А это, в свою очередь, подтянет региональную экономику.

Нет энергии – нет жизни

Одна из самых болезненных проблем Архангельской области – это серьезное отставание в развитии энергетики. По последним данным, централизованным электроснабжением охвачено 70% территории области, где проживает 95% населения, для северного региона это не так уж плохо. Однако значительную часть тепла и электричества дают мощности градообразующих предприятий, таких как Котласский ЦБК, что создает дополнительную нагрузку на бизнес и снижает рентабельность производства. Еще сложнее обстоит дело с сырьем: местные станции работают на мазуте или энергетическом угле. В результате стоимость энергии растет, а экология ухудшается. Как считает член Комитета по природным ресурсам и природопользованию Государственной думы РФ Валерий Мальчихин, ориентация энергетического комплекса на привозное топливо является тормозом экономики области, причем особенно остра эта проблема для машиностроения и лесопромышленного комплекса (ЛПК). Около половины всей электроэнергии область закупает на оптовом рынке, но устаревшие тепловые сети приводят к большим потерям этой потенциально более дешевой энергии.

  Фото: Павел Кононов
Фото: Павел Кононов

Сегодня в области возлагают надежды на газ. Продолжается строительство газопровода Нюксеница – Архангельск, и одна из главных задач – довести его до областной столицы, центра судостроения в Северодвинске и еще 120 населенных пунктов. Власти и предприниматели рассчитывают, что это даст существенный импульс развитию экономики. Валерий Мальчихин приводит в пример южные районы области (города Коряжма, Котлас и др.), где, по его словам, «уже началась подача газа и вслед за этим улучшилась экологическая обстановка, снизилась стоимость тепловой и электрической энергии». Результат для бизнеса понятен: рост инвестиционной привлекательности территории, сокращение издержек. Теперь задача в том, чтобы нарастить в этих районах генерирующие мощности.

Областные власти думают и над менее традиционными способами решения энергетической проблемы. Северодвинское предприятие «Севмаш» строит первую в мире плавучую атомную теплоэлектростанцию, запуск которой планируется на 2010-2011 годы. Недавно был спущен на воду первый блок экспериментальной приливной электростанции (работает на энергии морских приливов) в Мезенской губе. Кроме того, развитая лесная промышленность делает область потенциальным крупным игроком на рынке биотоплива. «Внедрение нетрадиционных возобновляемых источников энергии позволит решить проблему в тех местах, где отсутствует централизованное электроснабжение, в небольших, труднодоступных населенных пунктах», – резюмирует Мальчихин. Впрочем, массовое распространение альтернативных источников энергии – вопрос будущего.

Дорожный казус

Другая инфраструктурная проблема области – отставание в развитии транспортной сети: плотность дорог общего пользования практически в два раза ниже, чем в среднем по России, а их состояние, мягко говоря, оставляет желать лучшего. ГИБДД не раз угрожала закрыть федеральную трассу М8 Москва – Архангельск для автобусов и больших грузовиков из-за ее ужасного состояния. По оценкам администрации области, ежегодно требуется капитальный ремонт не менее 100 км дорожного полотна, да и на оперативный ремонт выделяется около 30 млн из необходимых 100-120. Дорожная проблема не только отрицательно сказывается на социальной обстановке, снижает конкурентоспособность области как транзитного центра, но и тормозит развитие промышленности.

Директор по взаимодействию с органами государственной власти Архангельского ЦБК Наталья Пинягина отметила, что традиционно на лесную промышленность приходилась львиная доля областной экономики. Но сегодня эта отрасль оказалась в глубоком кризисе: постоянно падают объемы лесозаготовок, растет убыточность леспромхозов, ухудшается состав лесного фонда. Даже более успешная целлюлозно-бумажная промышленность не может конкурировать с аналогичными предприятиями из Скандинавских стран. По мнению Пинягиной, главная причина кризиса – слабое развитие дорожной инфраструктуры. Плотность лесовозных дорог в среднем по Архангельской области в 2,4 раза меньше, чем в Карелии, и в 1,6 раза меньше, чем в Вологодской области, причем если на юге области она достигает 2 км на 1 тыс. га, то на северо-востоке средний показатель – 0,6 км. Все это приводит к деградации сырьевой базы: наиболее качественные лесные массивы становятся недоступными, расчетная лесосека осваивается не более чем на 47-48%. По оценкам Архангельского ЦБК, для полноценного освоения этих запасов в области необходимо построить не менее 12,5 тыс. км лесных дорог.

  Фото: Павел Кононов
Фото: Павел Кононов

Председатель совета директоров Соломбальского ЦБК Александр Пластинин привел неутешительные данные об уровне эффективности дорожного строительства: в 2000-2006 годах объем финансирования этой сферы из областного бюджета сократился с 1,2 до 0,9 млрд рублей в год. А из федерального бюджета на дороги в прошлом году выделено всего 100 млн рублей. В результате объемы строительства неуклонно снижаются: в 2000 году было построено 68 км дорог, в 2004-м – 19, в 2006-м – 12. В 2006 году принята областная программа развития сети автодорог общего пользования, в рамках которой за четыре года планируется построить 110 км дорог. А сейчас губернатор области Николай Киселев договаривается с федеральным правительством о выделении дополнительных средств на ремонт трассы М8. Но этих средств все равно недостаточно и для области, и для развития ЛПК.

Как считает Наталья Пинягина, «надо начинать не со строки в бюджете, не с выделения средств, а с государственной политики, с выстраивания приоритетов. Необходима единая стратегическая модель развития дорог, и нужно определиться, за чей счет должны строиться магистральные и лесные дороги». Александр Пластинин предложил свой вариант, который, по его мнению, устраивает многих лесопромышленников: государство строит автодороги общего пользования, но с учетом векторов развития лесного комплекса. Предприятия ЛПК, в свою очередь, строят отводы – лесовозные дороги, которые де-факто все равно используются населением. По мнению Пинягиной, государство должно стимулировать частные инвестиции в инфраструктуру, например освобождать лесопользователей от арендной платы на срок окупаемости построенных ими дорог.

Как подытожил директор регионального направления рейтингового агентства «Эксперт РА» Григорий Марченко, у нас есть четыре национальных проекта, но мы забыли самую главную национальную проблему – транспортную сеть. В то же время в свете приведенных цифр становится понятно, что ни одна федеральная программа не сможет покрыть все потребности региона. Cтоит задуматься, отметил Марченко, можем ли мы обеспечить нормальный уровень развития инфраструктуры на всей территории области. Ведь дороги мало построить, их нужно еще и поддерживать. Не исключено, что здесь более уместен «точечный» подход, к примеру концентрация на модернизации инфраструктуры крупных городских агломераций.

Благие вести с шельфа

Транзитные регионы, такие как Санкт-Петербург, Приморский край, Краснодарский край, сегодня в фаворе у федерального правительства: они получают поддержку из Инвестиционного фонда, по адресным инвестиционным программам и т.д. Архангельская область пока не избалована таким вниманием; как говорит Григорий Марченко, «страна забыла, что первыми ее воротами в мир был именно Архангельск».

  Фото: Павел Кононов
Фото: Павел Кононов

О текущей ситуации вокруг Архангельского морского порта и планах по его развитию рассказал заместитель директора департамента промышленности администрации Архангельской области Николай Жирков. Грузооборот порта в 2006 году составил 6,5 млн тонн, из которых 4,5 млн пришлись на нефть и нефтепродукты. Сегодня загрузку порта ограничивают объективные обстоятельства – невозможность принимать суда дедвейтом более 20 тыс. тонн, необходимость ледокольной проводки судов с января по апрель. Кроме того, подходные каналы к порту быстро заносятся песком, что требует проведения затратных землечерпательных работ. Тем не менее администрация области рассчитывает, что в связи с разработкой углеводородных месторождений на арктическом шельфе (Штокмановское и Приразломное месторождения) порт увеличит объемы перевалки нефти и перевозки бурового оборудования.

В то же время при росте грузопотоков встанет новая проблема – предельная загрузка порта составляет 10 млн тонн, то есть потенциал расширения не очень велик. Областной департамент промышленности разработал концепцию нового глубоководного порта в 40-45 км от Архангельска, где после сокращения подходных каналов можно будет принимать суда дедвейтом до 75 тыс. тонн.

Некоторые участники конференции скептически оценили предложения администрации. По их мнению, при освоении месторождений шельфа базовым будет все-таки мурманский порт, который и примет на себя основные грузопотоки. Разумеется, перспектива строительства нового порта привлекательна, но нынешний вариант концепции недостаточно четко проработан и просчитан. Николай Жирков признал, что предложения пока не утверждены и «для их рассмотрения на федеральном уровне потребуются более весомые аргументы». Конечно, с Мурманском конкурировать будет трудно. Но дальнейшее развитие действующего порта, по словам Жиркова, смысла не имеет.

За культуру мы в ответе

Обсуждение инфраструктурных вопросов все чаще упирается в проблему государственно-частного партнерства. Тема взаимодействия власти и бизнеса, разграничения их ролей всплывает и в энергетике, и при строительстве дорог, и при создании социальной инфраструктуры – в сфере ЖКХ, благоустройства, социальной защиты, культуры. На конференции «Эксперта С-З» предприниматели и чиновники обсуждали, как добиться эффективного участия бизнеса в развитии территорий.

Директор департамента экономического развития администрации Архангельской области Роман Накозин объяснил, что региональная власть считает социальным партнерством взаимодействие государства, объединений работодателей и профсоюзов. Важными результатами такого сотрудничества стали рост ВВП и зарплаты, снижение доли бедного населения и т.д. В то же время, по утверждению Накозина, только 6 из 20 объединений работодателей активно участвуют в системе социального партнерства, а другие зачастую перекладывают решение острых проблем на государство и воздерживаются от инвестиций в социальную сферу. Но не обязательно ждать от этих вложений прямого денежного эффекта: они могут привести к улучшению репутации, росту доверия потребителей.

  Фото: Павел Кононов
Фото: Павел Кононов

Администрация считает положительным опыт корпорации «Илим Палп», которая вложила средства в строительство автодороги, школы, в партнерство Северо-Онежского бокситового рудника и Архангельского государственного технического университета, а также материально поддержала ветеранов города Коряжмы. «Но, к сожалению, сегодня таких примеров, которые можно озвучить, не так много», – заключил Накозин. И хотя власти ставят задачу привлечь объединения работодателей в систему социального партнерства, никакие меры стимулирования, налоговые льготы для этого пока не используются.

Наталья Пинягина рассказала, что у Архангельского ЦБК есть два основных направления социальной политики. Первое – улучшение условий труда, социальных пакетов и медобслуживания работников, второе – инвестиции в инфраструктуру территорий. За последние пять лет социальные инвестиции ЦБК выросли примерно в три раза, до 142 млн рублей в 2006 году. Более 40 млн рублей потрачено на поддержку культурных и спортивных учреждений.

Однако все эти затраты угрожают рентабельности областных предприятий. Возникает порочный круг: предприятие должно быть успешным, чтобы иметь возможность содержать социальную инфраструктуру, но эта инфраструктура тянет его назад. В идеале, как отмечает главный менеджер Северо-Западного регионального коммерческого управления Промстройбанка Елена Слепко, главной ответственностью бизнеса должна быть исправная уплата налогов.

Однако, как отмечает Наталья Пинягина, «специфика предприятий ЛПК в том, что эти предприятия градообразующие. И хотя вся социальная сфера в городах передана на баланс муниципальных образований, их бюджеты настолько бедны, что нам, как и раньше, приходится оплачивать и тепло, и энергетику». Предприятия вынуждены сохранять на содержании социальные объекты не только потому, что им приходится заботиться о собственной рабочей силе и сохранении ее потенциала, но и под давлением администрации. К примеру, выделение участков леса происходит на конкурсной основе и в условиях этих конкурсов нередко фигурирует «социальная нагрузка» – строительство дорог и других объектов.

Главный вывод, к которому пришли участники форума, – важно, чтобы стратегия развития региона и стратегии отдельных предприятий были согласованы, увязаны. Для успешного развития территории и инфраструктуры Архангельской области нужны не просто идеи и концепции, но бизнес-планы, основанные на оценке конкурентных преимуществ области, предполагающие конкретный экономический результат и для бюджета, и для предпринимателей. Надо выдвигать и отстаивать собственные инициативы, переходить от пассивности к активной конкуренции.

Архангельск – Санкт-Петербург

  Фото: Павел Кононов
Фото: Павел Кононов

Технологии устойчивости

Главный менеджер Северо-Западного регионального коммерческого управления Промышленно-строительного банка Елена Слепко:

– Свою социальную ответственность мы видим не только в том, что исправно платим налоги и ведем обширную спонсорскую и благотворительную деятельность, но и в том, что участвуем в укреплении финансовой инфраструктуры региона. На протяжении многих лет ПСБ активно сотрудничает с администрациями регионов Северо-Запада. Банк участвует в реализации национальных проектов, включая «Доступное жилье»: уже начато финансирование фондов ипотечного кредитования граждан в Карелии, Вологодской, Ленинградской, Новгородской и Калининградской областях, рассматривается вопрос о реализации аналогичного проекта и в Архангельской области. Недавно филиал «Архангельский» выиграл конкурс на финансирование текущей деятельности администрации Архангельской области в размере 300 млн рублей.

Основным вкладом ПСБ в финансовую стабильность области является долгосрочное сотрудничество с предприятиями региона. За прошедшие годы в нашем архангельском филиале кредитовались такие крупные компании, как «Севмаш», «Архэнерго», Северное морское пароходство, Архангельский траловый флот, Архангельский и Соломбальский ЦБК, «Холд-Карпогоры», «Строитель», концерн «Моринформсистема-Агат». Банк кредитует многие предприятия среднего бизнеса, деятельность которых важна в контексте развития социальной инфраструктуры региона. Общая величина кредитного портфеля филиала, включая краткосрочное и долгосрочное кредитование, а также зарплатные проекты, в последние годы достигает 6,5 млрд рублей.

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№16 (318) 23 апреля 2007
Марш несогласных
Содержание:
Органы правонарушения

Федеральная власть пытается взять под контроль все акции «несогласных», где бы они ни проводились. Чтобы не допустить расширения числа их участников, выбран самый простой путь – запугивание

Реклама