Долгий путь к вершине

Петербургские вузы уже практикуют различные формы сотрудничества с работодателями. Но это лишь первые шаги на пути к созданию совместных образовательных программ

Санкт-Петербург стал одной из опорных точек национального проекта модернизации образования. В 2007 году четыре городских вуза – Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ), Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет и Российский государственный педагогический университет – получили правительственные гранты на развитие инновационных образовательных программ. В рамках нацпроекта «Образование» стартовал также процесс создания новой бизнес-школы – Высшей школы менеджмента при Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ). А в апреле объявлено о планах присвоения СПбГУ особого статуса, который обеспечит университету рост государственного финансирования и академической автономии (о перспективах СПбГУ см. «Эксперт С-З» №14 от 9 апреля 2007 года). Такая федеральная помощь, безусловно, важна. Но в то же время качество и результаты модернизации зависят от самих университетов и их активности. Никакие институциональные и финансовые меры не помогут вузам стать ближе к обществу и потребителям образовательных услуг, если они сами этого не захотят.

Не угнаться за спросом

Обновление остро необходимо петербургскому высшему образованию. Сейчас в городе уже 112 вузов, которые ежегодно выпускают около 70 тыс. специалистов. Однако эксперты и предприниматели сходятся во мнении, что петербургская вузовская система не удовлетворяет потребностям современного рынка труда. С одной стороны, город перенасыщен обладателями вузовских дипломов. На конференции «Бизнес и образование в России», проведенной Центром стратегических разработок (ЦСР) «Северо-Запад» в конце 2005 года, озвучена такая статистика: потребность в специалистах с высшим образованием в Петербурге почти в три раза меньше количества претендентов на подобные позиции. Между тем на рынке рабочих кадров ситуация обратная: спрос практически в три раза превышает предложение.

Вузы считают потребителями своих услуг студентов, а не работодателей. Поэтому они ориентируются лишь на текущий момент, забывая о перспективах

Дисбаланс обостряется за счет уровня насыщения рынка специалистами разных профессий. По статистике Комитета по занятости населения Санкт-Петербурга, в городе серьезнее всего ощущается дефицит таких специалистов, как педиатр, терапевт, инженер-проектировщик, инженер-конструктор. В то же время рынок перенасыщен юристами, экономистами, финансистами и бухгалтерами. Впрочем, сотрудник отдела по внеучебной работе Санкт-Петербургского филиала Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Людмила Щеглова утверждает, что бухгалтеры, экономисты и юристы в условиях роста экономики все-таки находят работу. С настоящими проблемами ГУ-ВШЭ сталкивается при трудоустройстве политологов, социологов и психологов.

Как отмечает руководитель проектов EXAMEN и 2EDU компании Begin Group Михаил Кнеллер, современный рынок труда намного более динамичен, чем система образования. Высшая школа только начинает модернизироваться, а рынок труда уже успел измениться несколько раз. Исследование, проведенное экспертами ЦСР «Северо-Запад», свидетельствует, что современные вузы видят конечными потребителями своих услуг исключительно студентов. Абитуриенты же выбирают специальность, исходя из текущей ситуации на рынке труда. За время получения образования эта ситуация успевает серьезно поменяться, но об этой перспективе практически не думают ни студенты, ни руководство университетов и институтов.

Есть еще более острая проблема – собственно уровень подготовки выпускников. По словам эксперта ЦСР «Северо-Запад» Натальи Труновой, петербургские компании, как правило, недовольны качеством вузовского образования и считают, что оно постоянно ухудшается. «Если даже оставить в стороне специальные знания, типичные претензии работодателей связаны с недостаточным развитием таких навыков, как владение иностранным языком, элементарная компьютерная грамотность, и ключевых компетенций – умения работать в команде, ответственности за результат работы и т.д.», – отмечает Трунова.

«Мы не можем позволить себе учить молодого специалиста. Вузы могут давать хорошую теоретическую подготовку, но этого часто бывает недостаточно, чтобы эффективно решать поставленные задачи», – говорит директор по персоналу строительного холдинга RBI Юлия Маевская. А кроме объективных ограничений, связанных с нехваткой знаний и навыков, есть проблемы субъективного характера. «Часто выпускники вузов, особенно известных, обладают чрезмерными амбициями, – говорит Маевская. – Они ощущают себя зрелыми специалистами, достойными быстрого карьерного роста». В результате петербургские университеты работают «вхолостую»: специалистов выпускается достаточно, но многие из них ничем, кроме красивого диплома, похвастаться не могут.

Время полумер

Чтобы скорректировать эту ситуацию, явно недостаточно тех мер, которые сегодня предпринимает государство. Скажем, Комитет по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга и государственная служба занятости населения согласуют контрольные цифры приема в городские вузы. Без согласия комитета Министерство образования и науки РФ не дает разрешения на открытие новых специальностей. Однако у представителей государства нет четкого представления, какие специалисты и в каком количестве понадобятся Петербургу через несколько лет. А без среднесрочного прогноза регулирование неизбежно ориентируется на текущие тенденции рынка труда.

Администрации петербургских учебных заведений, стремясь компенсировать низкий спрос на «свежеиспеченных» выпускников, все активнее занимаются их трудоустройством. В бизнес-школах содействие в трудоустройстве может быть частью комплексной образовательной услуги. К примеру, по словам исполнительного директора Открытой школы бизнеса Сергея Федорова, школа практикует «рекламу» отдельных слушателей в местных программах радиостанции «Эхо Москвы». Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП) предлагает абитуриентам как программы профессиональной переподготовки, так и программы высшего образования. И, как рассказал проректор по развитию и внешним связям ИМИСП Дмитрий Павлов, гарантии трудоустройства выпускников бакалавриата вписаны в контракт.

Федеральные власти начали активно помогать петербургским вузам. Однако эта помощь пока не предполагает институциональных реформ

Однако программы бизнес-школ изначально ориентированы на освоение практических знаний и навыков, и понятно, что их выпускники испытывают гораздо меньше проблем с трудоустройством, чем студенты традиционных вузов. Поэтому сейчас во многих университетах города есть специальные отделы, помогающие в поиске работы. «Мы нацелены на информирование студентов и выпускников об открытых вакансиях, а не на подбор персонала», – подчеркивает директор одного из них – центра содействия трудоустройству «Мост» Российского государственного педагогического университета им. Герцена Светлана Владимирова.

«Мост» и подобные ему структуры организуют ярмарки вакансий, презентации компаний, составляют базу данных с вакансиями, которые приходят от работодателей. В последние несколько лет предприятия города все чаще проводят в вузах интерактивные презентации. Они нередко проходят, скажем, в петербургском филиале ГУ-ВШЭ. В ходе презентации представители компании не только знакомят студентов со своим бизнесом, но и устраивают деловые игры, победители которых приглашаются на стажировку.

Вузы пытаются решить проблему неадекватной самооценки выпускников, упомянутую выше. «Важная задача для нас – информировать студентов о текущих потребностях рынка труда, чтобы они действовали адекватно ситуации», – говорит Людмила Щеглова. К примеру, этим летом в петербургском филиале ГУ-ВШЭ прошла летняя школа «Личность как капитал», где студенты пытались ответить на вопросы, как позиционировать себя на рынке, как определить свою стоимость, как соответствовать потребностям работодателей. Однако все эти инициативы сегодня выглядят полумерами и не позволяют кардинально устранить дисбаланс спроса и предложения на кадровом рынке. Скажем, студенты, проходящие практику на предприятиях, не рассматриваются работодателями как потенциально интересные кадры. Часто их берут на практику лишь потому, что нужно срочно и на короткий период восполнить дефицит рабочих рук.

Некоторые представители вузов прямо говорят, что выпускники не обязательно должны работать по специальности. Так, ректор ЛЭТИ Дмитрий Пузанков утверждает, что «уход из специальности» не должен восприниматься как проблема, если только это не становится массовой практикой. «Если мы подготовили такого специалиста, который смог безболезненно поменять свою специальность, перестроиться и стать хорошим специалистом в другой области, – честь нам и хвала. Однако, конечно, мы стремимся к тому, чтобы по завершении обучения наши выпускники имели устраивающую их работу», – уточняет Пузанков.

Встреча или столкновение?

Основная беда в нынешней ситуации заключается в том, что вузы и бизнес действуют поодиночке. «А подготовить хорошего специалиста сейчас можно только в процессе совместной деятельности вуза и предприятий», – отмечает Пузанков. Но университеты, как правило, держатся за академическую независимость и не готовы к вмешательству бизнеса в свои дела, а регулятор рынка – федеральное правительство – никак не стимулирует такое взаимодействие. Власти помогают вузам финансово, в том числе в рамках национального проекта, также созданы некоторые базовые основы для сотрудничества университетов и бизнеса – уже упомянутый механизм целевого капитала (см. подробнее «Эксперт С-З» №41 от 6 ноября 2006 года). Однако эта помощь пока не подкреплена никакими стимулами к проведению институциональных реформ. Как считает координатор проектов в социальной сфере Московского представительства Всемирного банка Исак Фрумин, государственную поддержку стоило бы увязать с институциональной трансформацией работы вузов – с созданием реальных попечительских советов, повышением прозрачности и т.п.

Таким образом, государство должно подтолкнуть университеты к более активному партнерству с бизнесом, тем более что спрос на такое партнерство постоянно растет. Как утверждает проректор по развитию Европейского университета в Санкт-Петербурге Олег Хархордин, «российский бизнес в последнее время стал живо интересоваться тем, что происходит в сфере образования. Связано это не столько с потребностью в подготовке профессиональных сотрудников или с требованиями социальной ответственности, сколько с пониманием общности стоящих перед нами задач». Компании все чаще заказывают вузам проведение исследований, создают на базе университетов центры инноваций и разработок, да и в целом проявляют интерес к их развитию. По нашим данным, некоторые петербургские бизнесмены уже готовы финансировать создание университетских эндаументов (фондов целевого капитала) и участвовать в управлении вузами, входя в попечительские советы.

Постепенно появляются и совместные проекты по модернизации учебных программ. К примеру, в ЛЭТИ реализуется программа сотрудничества с компаниями под названием «Стратегическое партнерство». «Речь идет о предприятиях в процессе стремительного развития, которым нужны высококвалифицированные кадры и которые предъявляют к нам высокие требования», – говорит Дмитрий Пузанков. Задача программы – построить систему совместной подготовки специалистов. Для этого при поддержке бизнеса могут создаваться базовые кафедры и лаборатории, выполняющие заказы научно-практического характера. Студенты начинают работать на партнерских предприятиях с третьего курса и к пятому году обучения получают как фундаментальную теоретическую подготовку, так и неплохой практический опыт. В рамках программы также предусмотрено повышение квалификации сотрудников партнерской компании, помощь в подготовке кандидатских и докторских диссертаций и др. На таких условиях университет сотрудничает с несколькими десятками предприятий, среди которых ЦНИИ «Электроприбор» и НИИ «Вектор».

ЛЭТИ предлагает петербургским компаниям взаимовыгодный обмен: работодатели получают подготовленные кадры и научную поддержку, а университет развивает материальную базу образовательного процесса. Подобную идеологию сотрудничества начинают практиковать и другие вузы, например Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. По словам руководителя пресс-службы университета Натальи Запесоцкой, «многие крупные фирмы, такие как Xerox и Балтинвестбанк, не только спонсируют университет, но и стремятся получить студентов университета на практику, а выпускников – на работу».

Нехватка обратной связи

Правда, такие программы сегодня все-таки единичны, и это объясняется не только нерасторопностью руководства вузов. Многие топ-менеджеры, особенно представители среднего бизнеса, все еще не видят смысла в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями. Они выдвигают множество претензий к вузам, но редко когда готовы реально участвовать в корректировке учебных программ, вникать в суть проблем высшего образования. По словам помощника директора петербургского филиала ГУ-ВШЭ Татьяны Суевой, университет регулярно предлагает различным компаниям создавать базовые кафедры, читать практические лекции, но на это пока мало кто идет. И, как справедливо замечает Суева, «представители бизнеса сами не всегда понимают, какими качествами должен обладать готовый специалист».

Но, пренебрегая этим сегодня, завтра предприятия могут столкнуться с еще большим дефицитом кадров. К тому же необходимо понимать, что партнерство с вузами – не единственный способ решения кадровой проблемы. К примеру, председатель правления торговой компании «Лента» Олег Жеребцов считает, что работать со студентами уже недостаточно. Нужно действовать на опережение, начинать со средней школы, когда абитуриенты еще окончательно не определились со своей будущей профессией. Таким образом, если петербургские предприятия хотят обеспечить себе стабильный поток квалифицированных кадров, им не следует полагаться лишь на активность вузов: нужна собственная продуманная политика в сфере образования. А это, в свою очередь, будет стимулировать интерес университетов к сотрудничеству с бизнесменами.

Санкт-Петербург