Время читать!

21 мая 2007, 00:00
  Северо-Запад

В Санкт-Петербурге 24-27 мая во второй раз проводится выставка-ярмарка «Санкт-Петербургский международный книжный салон». На вопросы корреспондента «Эксперта С-З» ответила Светлана Лёгких – исполнительный директор Санкт-Петербургского филиала НП «Российский книжный союз», одного из организаторов салона.

– Почему выбран такой слоган для книжного салона: «Время читать!»? Надо ли понимать, что есть времена, когда читать вовсе не обязательно, а есть – когда только и остается, что читать?

– Слоган родился спонтанно-случайно, не надо трактовать его в философско-эсхатологическом смысле. Все проще. Помните, в воспоминаниях о Довлатове Петр Вайль рассказывает, как они придумывали название передачи для радио «Свобода»? Каждый предлагал что-то эффектное, заумное – и каждый раз кому-то не нравилось. Пришел Довлатов и просто назвал адрес студии: «Бродвей, семнадцать семьдесят пять». И все восхитились. Так и у нас. Название простое, энергичное, понравилось всем без исключения участникам фокус-групп. Конечно, последние годы в России не назовешь лучшими для чтения. Но сейчас ситуация с чтением, книгоизданием, культурой вообще выправляется. Впрочем, время читать не пройдет никогда.

– Какие издательства примут участие в нынешней ярмарке?

– Подтвердили свое участие Ассоциация издателей Армении, представители Ирана и Греции, культурные институции Германии, Франции, Швеции и других европейских стран. Вообще, выставка окажется рекордной для Петербурга по количеству участников – уже зарегистрировалось более 220 издательских, книготорговых фирм, культурных фондов. Около 150 из этого числа – петербургские организации, которым город помог арендовать площади ярмарки, взяв часть расходов на себя. На выставке будут представлены как петербургские лидеры отечественного книгоиздания – «Азбука», «Амфора», «Астрель-СПб», «Питер», так и издатели, выпускающие менее тиражные, скажем так, но не менее интересные и важные книги, – «Гиперион», «Гуманитарная академия», Издательство Ивана Лимбаха и др.

Главные проблемы у издателей – экономические, разумеется. Целый комплекс, который включает в себя маркетинг, инфраструктуру, профессионализм персонала, налоговый аспект и т.д. Это тема отдельного серьезного разговора. Но если совсем коротко и грубо, то книгоиздание и платежеспособный спрос развиваются столь бурно, что книготорговля за ними часто не поспевает. При всех самоотверженных, порой подвижнических усилиях таких книготорговых сетей, как «Буквоед», Санкт-Петербургский Дом книги, «Снарк», «Топ-книга» и др., горлышко воронки, через которую идет книжный поток, очень узкое. Поэтому нередко книгам и читателям трудно встретиться. Ярмарка как раз и обеспечивает публике и издателям прямую коммуникацию.