Реальная инфляция

11 июня 2007, 00:00
  Северо-Запад

Согласно оценкам Европейского университета, потребительские цены для большинства петербуржцев растут примерно в два раза быстрее официальной инфляции

Факультет экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге совместно с газетой «Деловой Петербург» запустили проект «Индекс потребительских цен (ИПЦ) для среднего класса», который рассчитывается ежемесячно. Проект учитывает реальные расходы конкретных представителей среднего класса (15 редакторов газеты «Деловой Петербург»), определяемого в соответствии с методикой маркетингового агентства «Эксперт-ДАТА». Потребительская корзина включает 79 основных товаров и услуг и, в отличие от корзины Росстата, оказалась весьма близкой к европейской. В частности, она включала расходы на потребительский и автомобильный кредиты, аренду квартиры (или ипотеку) и другие услуги, которые в корзину Росстата вообще не входят.

В результате выяснилось, что инфляция в апреле 2007 года, вычисленная по ИПЦ (что вполне корректно) для среднего класса, почти в четыре раза выше официальной. Специалисты Европейского университета указывают главную причину таких расхождений – потребительская корзина Росстата и методика расчета ее стоимости настроены на минимизацию инфляции. Между тем для различных по уровню доходов групп населения корзины сильно отличаются, а цены на дорогие товары и услуги в России растут быстрее, чем на дешевые. К тому же по мере роста доходов люди переключаются на более качественные товары и услуги (в пределах тех же товарных позиций), что формально выглядит как рост цен.

Полученные данные, строго говоря, верны лишь для 7% населения Петербурга. Однако, как утверждает один из участников проекта сотрудница Европейского университета Юлия Вымятнина, для большинства петербуржцев (исключая бедных и богатых) реальная инфляция примерно вдвое ниже этих цифр, но вдвое выше официальной инфляции – потребительская корзина основной массы петербуржцев также сильно отличается от росстатовской. Проект будет расширяться в сторону учета все более широких слоев населения, в первую очередь – за счет включения в исследование семей с детьми, для которых инфляция, по оценке Вымятниной, самая высокая: детские товары дорожают быстрее всех. n

Владимир Грязневич