Чем дольше Владимир Путин оттягивает момент объявления преемника, тем неувереннее чувствуют себя региональные элиты. Особенно тяжко приходится губернаторам, чьи полномочия истекают после марта 2008 года. Не сегодня, так завтра начнется думская избирательная кампания – и Кремлю станет не до них. Потом думская кампания плавно перетечет в президентскую – тогда уж станет вдвойне не до них. А переназначаться при новом президенте, имени которого не знает никто, опасно. Поэтому лучше сделать это сейчас, пока старт очередному политическому сезону официально еще не объявлен.
За последние полтора месяца сразу несколько влиятельных глав регионов досрочно обратились к президенту за подтверждением доверия. В середине мая это сделал омский губернатор Леонид Полежаев, у которого срок полномочий истекал в сентябре следующего года. Несколько дней спустя о доверии спросил у Кремля белгородский губернатор Евгений Савченко, хотя мог спокойно сидеть в своем кресле еще ровно год. Вскоре аналогичную бумагу в Москву направил глава Вологодской области Вячеслав Позгалев – он сократил свои полномочия на полтора года.
Эти три губернатора уже утверждены своими парламентами. Но очередь на досрочное переназначение растет не по дням, а по часам. Не выдержали нервы даже у мэра Москвы Юрия Лужкова, и на прошлой неделе он тоже поставил вопрос о доверии – за полгода до истечения своих полномочий. В прессе периодически появляются сообщения о том, что контактов с Кремлем для консультаций о досрочном переназначении ищут и другие губернаторы. Называется около десятка фамилий. В числе прочих речь идет о главах Ленинградской и Новосибирской областей Валерии Сердюкове и Викторе Толоконском. Полномочия первого истекают в сентябре 2008 года, второго – в декабре того же года. Но даже если не верить прессе (а как ей можно верить или, наоборот, не верить в эпоху, когда политика загнана в подполье и наружу почти ничего не просачивается?) и все, что было озвучено, разделить пополам, диагноз нынешнему состоянию региональных элит все равно можно ставить безошибочно. Это массовый психоз.
А ведь речь, заметим, идет не о рядовых губернаторах – это настоящие политические долгожители. Сердюков и Толоконский готовятся к своим третьим губернаторским срокам, Позгалев заполучил четвертый, а Полежаев и Савченко – пятый. В пятый раз мэром столицы станет и Лужков, если президент даст добро.
После Беслана все эти губернаторы единогласно поддержали Путина в намерении заменить всеобщие выборы глав регионов утверждением сверху. И вот теперь апологеты властной вертикали из губернаторского звена во многом превратились в ее заложников. Лазейки для продления собственного правления сузились и стали витиеватыми. Лужков, Сердюков, Толоконский и большинство других глав субъектов РФ сейчас выиграли бы прямые губернаторские выборы уже в первом туре. Вместо этого они вынуждены оценивать немыслимое количество факторов – своевременно ли ставить вопрос о доверии, как отнесутся к этому полпред и администрация президента, не намекнуть ли о своем намерении главе государства, не ходит ли на аудиенции в Кремль кто-либо из конкурентов, чем придется пожертвовать ради продления полномочий и т.д.
Многое из этого, конечно, было и раньше. Но во-первых, большинство вновь назначаемых губернаторов проходят подобную процедуру впервые (они в числе последних, кто избирался прямым голосованием). А во-вторых, в условиях, когда поиски главами регионов контакта с Кремлем стали носить массовый характер, механизм переназначения начал давать сбои. Ряду губернаторов уже дали понять, что спешить не следует. Кроме того, сроки внесения президентом кандидатур в региональные парламенты существенно возросли. Длительное молчание Москвы лишь усиливает нервозность на местах.
Может быть спокойна сейчас, пожалуй, лишь петербургский губернатор Валентина Матвиенко: с момента ее переназначения прошло всего полгода, а кроме того, она возглавляет все гласные и негласные рейтинги лояльности и близости глав регионов к президенту. Матвиенко сильна настолько, что позволяет себе отказаться от роли паровоза предвыборных списков «Единой России», будь то выборы в Законодательное собрание или в Госдуму. Ей сошла с рук даже относительная неудача партии власти на мартовских выборах в городской парламент. Остальным губернаторам не позавидуешь. Уж если такие «тяжеловесы», как Лужков и Сердюков, с трудом находят лазейки к переназначению, то каково тогда всем остальным?
В предвыборный период губернаторское звено властной вертикали становится все более уязвимым. Это чувствуется даже по риторике губернаторов – в своих выступлениях они зачастую ориентируются не столько на жителей регионов, сколько на слушателей в Москве и аппарате полпреда. Кропотливая работа по достижению экономического роста все чаще подменяется ставкой на крупные проекты, которые не могут не заметить в столице.
Собственно, не могут чувствовать себя спокойно даже только что переназначенные губернаторы. Ведь никто не отменял право президента отстранять главу региона по причине утраты доверия. И если нынешний президент доверяет, то не факт, что будет доверять следующий. Поэтому победители в гонке за переназначение пока условны. Не исключено, что сработает поговорка «тише едешь – дальше будешь». Точнее, не дальше, а дольше.