Логистику измеряют кварталами

Спецвыпуск
Москва, 25.06.2007
«Эксперт Северо-Запад» №24 (326)
Владимир Пятаков: «Прежде чем начать новый аналогичный проект, я бы очень сильно подумал»

Корпорация «Стерх», объединяющая несколько логистических и брокерских компаний, открыла таможенно-логистический комплекс «Логопарк» на пересечении Выборгского шоссе, Горского шоссе и Кольцевой автомобильной дороги (КАД), стоимостью 30 млн долларов. Площадь комплекса составляет порядка 70 га, из которых освоено 12. Здесь располагаются посты Санкт-Петербургской и Центральной акцизной таможен, склады временного хранения, административные и офисные помещения, площадки для хранения автотранспорта. Свободная территория позволяет разместить коммерческие склады общей площадью до 200 тыс. кв. м. По расчетам собственника комплекса, корпорации «Стерх», обустройство всей территории обойдется в 300-400 млн долларов и будет продолжаться до 2012 года. Если эти планы осуществятся, «Логопарк» может стать одним из крупнейших таможенно-логистических комплексов на Северо-Западе.

Генеральный директор УК «Корпорация „Стерх“» Владимир Пятаков планирует обратиться к руководству Федеральной таможенной службы (ФТС) и правительству РФ с предложением об организации свободного таможенного склада. На Северо-Западе, и вообще в России, таких объектов пока нет. Это весьма негативный момент, снижающий конкурентоспособность регионального складского комплекса по сравнению с европейскими коллегами, в первую очередь финскими.

– Вы уже предприняли какие-то шаги для строительства такого склада?

– «Стерх» предложил ФТС рассмотреть вопрос о создании свободного склада. Задача сложная, ведь потребуется изменение существующего таможенного законодательства. Однако мы надеемся, что реальные подвижки в этом вопросе произойдут уже этим летом. В первую очередь склад будет ориентирован на импорт легковых автомобилей. Дилеры смогут здесь хранить нерастаможенные авто до трех лет, оформляя и забирая их на продажу необходимыми партиями.

– Российское таможенное законодательство по-прежнему носит исключительно фискальный характер. Сомневаюсь, что вам удастся переломить такой подход таможни.

– Это уже добрая воля государства и ФТС поверить, что мы не будем заниматься незаконными схемами. Со своей стороны, могу сказать, что «Стерх» к ним и близко не подойдет, так как нам есть что терять. Склады у нас в собственности, потеряв лицензию таможенного склада, мы рискуем не только окупаемостью инвестиций, но и бизнесом в целом. Ведь весь логопарк построен под околотаможенный бизнес.

– Как долго вы занимаетесь этим проектом, в чем состояли основные сложности при его реализации?

– Этим проектом компания занимается с 2001 года. Изначально планировалось построить только склад временного хранения (СВХ). Однако в 2002 году в РФ вышла новая концепция развития таможенной инфраструктуры, которая подразумевала сокращение таможен в стране: грузы должны оформляться на границе, а не на внутренних российских таможнях. Поэтому мы приняли решение об увеличении площадей логопарка, дополнив его обычными коммерческими и офисными помещениями.

Что касается сложностей, то мы столкнулись с теми же проблемами, с которыми обычно сталкиваются компании, строя с нуля в чистом поле. Это и коммуникации, и получение разрешительной документации. После того как все необходимое было построено, мы еще восемь месяцев получали необходимые разрешения, хотя объект соответствовал всем требованиям.

– «Логопарк» достаточно удачно расположен по отношению к существующим грузопотокам. Какие грузы вы рассчитываете перехватить?

– Все дороги, которые ведут из Финляндии в Россию, проходят через Петербург, но только Выборгское шоссе целиком предназначено для движения грузовых автомобилей. В то же время 80% грузов, которые следуют в страну не морским путем, а по суше, идет опять же через Финляндию. Мы рассчитываем обрабатывать значительную часть этого грузопотока.

Сегодня очень большое количество автовозов следует в черте города, создавая пробки. Мы предлагаем дилерам оставлять легковушки на наших складах. То же самое касается контейнерных грузов, которые могут прибывать к нам на тягачах на коммерческие склады, а затем их можно развозить по городу малогабаритными машинами грузоподъемностью до 3-4 тонн. Всего по Выборгскому шоссе в течение месяца проходит порядка 30-40 тыс. грузовиков, которые идут через Петербург, мы способны обрабатывать за тот же период 7-10 тыс. грузовиков.

– В течение полугода-года кольцо КАД замкнется, и грузовикам вообще не будет нужды заезжать в Петербург, так как 80% всего импорта оформляется в Москве. Что заставит импортеров работать с вами?

– Во-первых, часть импорта все-таки проходит таможенное оформление в Петербурге. Во-вторых, мы предлагаем полный спектр услуг: клиент в одном месте сможет хранить, оформлять на таможне, сортировать груз. Наконец, вся процедура построения отношений с таможней, грузоперевозчиками, клиентами достаточно прозрачна. Нами была закуплена ERP-система, которая позволяет четко контролировать процесс работы на терминале. Сведен к минимуму документооборот. Скорость обработки авто, следующего из Финляндии в логопарк, на КП составляет всего полторы минуты. Минимальная скорость таможенного оформления грузов – полтора часа.

– Какова потребность Петербурга в логопарках, аналогичных вашему?

– Для импортных грузов достаточно трех – на Московском, Выборгском и Киевском шоссе.

– Вы бы решились реализовать еще один такой же проект?

– Честно говоря, прежде я бы очень подумал!   

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №24 (326) 25 июня 2007
    Нацпроект
    Содержание:
    Оглянувшись окрест

    Национальный проект «Развитие АПК» идет по верному пути стимулирования эффективного производителя. Но без нарастающей всесторонней поддержки государства вывести сельское хозяйство из кризиса и повысить его конкурентоспособность до мирового уровня не удастся

    Реклама