Многоточие доступа

Русский бизнес
Москва, 25.06.2007
«Эксперт Северо-Запад» №24 (326)
Развитие технологии Wi-Fi в Петербурге пока ограничено: потребитель не нашел оптимальную модель беспроводного доступа, а операторы – своего потребителя

Технология Wi-Fi начала развиваться в Петербурге с 2003 года, когда компания ComSet установила первые публичные точки доступа (хот-споты). На тот момент планы по развитию Wi-Fi были велики, а перспективы казались более чем радужными. Активно рассматривался вариант не только точечного развития технологии (на отдельных объектах), но и внедрения общегородской Wi-Fi-сети. Такая модель предусматривает сплошное покрытие всего города и позволяет использовать Wi-Fi-сети почти так же, как сотовые: пользователь ноутбука может, находясь в любой части города (в автомобиле, в парке на скамеечке) или у себя дома, выйти в интернет по технологии беспроводного доступа.

Многим казалось, что положение дел с Wi-Fi в России напоминает историю мобильной связи. В 1992 году сотовый телефон считался роскошью. Но всего через несколько лет первые сотовые компании, не побоявшиеся предложить в России новую услугу, смогли заработать на сотовом буме сотни миллионов долларов и получили значительные суммы на западных фондовых рынках. Кто-то должен был первым предложить российским потребителям и Wi-Fi. Казалось, что если предприимчивый первопроходец развернет совместимые коммерческие хот-споты в стратегически важных точках крупных городов и обеспечит максимальную совместимость своей «паутины» с частными корпоративными сетями (а также с публичными сетями в общественных местах), то неизбежно через несколько лет появится новый российский телекоммуникационный гигант, развивающий всепоглощающую беспроводную технологию. Оказалось, что все не так просто.

Откушать Wi-Fi

Сегодня в городе работает чуть более 200 хот-спотов. Для многомиллионного мегаполиса это капля в море. Изначально сложилось две модели развития Wi-Fi в рамках городского пространства. Первая и самая распространенная – установка точек платного доступа в общественных местах. Мировой опыт показал, что это должны быть заведения общественного питания, гостиницы и аэропорты. Крупнейшие петербургские гостиницы и аэропорт установили у себя точки доступа довольно быстро: их к этому обязывают необходимые международные стандарты (например, по последней классификации уровня объектов гостиничного рынка отель без точки беспроводного доступа не может претендовать даже на три звезды).

По исследованиям, реально мобильными являются чуть менее половины пользователей ноутбуков, но они не могут обеспечить масштабный спрос на Wi-Fi

Самыми популярными точками Wi-Fi-доступа стали кафе и рестораны, где есть необходимые условия и потенциальная возможность выхода в сеть: стол, куда можно поставить лэптоп, розетки, время на работу в интернете до и после заказа и т.д. При этом ресторанный Wi-Fi развивается по двум моделям, условно их можно назвать платной и бесплатной. Наиболее распространенной в городе стала платная модель. В этом случае владелец заведения договаривается с оператором, продвигающим Wi-Fi, и в рамках отдельного договора на услугу устанавливает у себя хот-спот. В заведении беспроводной доступ активно рекламируется, при желании выйти в интернет пользователь покупает карту доступа соответствующего оператора и использует его сеть. Работает взаимовыгодный коммерческий интерес – оператор получает удобную площадку для установки хот-спота, владелец повышает привлекательность своего заведения с помощью дополнительного высокотехнологичного сервиса. В Петербурге наиболее активно развивает такую модель крупнейший городской Wi-Fi-оператор «Простор Телеком» (сеть QuantumWi-Fi). Сегодня хот-споты компании работают более чем в 30 заведениях общепита. Понятно, что это очень немного.

Отказываться от популяризации технологии, видимо, еще рано: по данным операторов, в Санкт-Петербурге Wi-Fi хотя бы несколько раз в месяц используют только около 30% владельцев ноутбуков

Главным двигателем развития Wi-Fi на рынке общественного питания в Европе и США являются сетевые заведения: например, в большинстве западных ресторанов MacDonald’s и кофейнях Starbucks точки доступа стали обязательным стандартом. При этом используется компромиссная модель – Wi-Fi там часто не бесплатный, но довольно дешевый за счет специальных скидок (их предоставляют после любой покупки, хотя бы чашки кофе). Богатые ресторанные сети могут себе позволить оплатить и установить точку доступа в каждом своем заведении, а масштабы сетей таковы, что количество хот-спотов исчисляется тысячами. Демократичность и массовость такого рода заведений, в свою очередь, стали важным фактором популяризации Wi-Fi как сервиса. «Starbucks сделал нам Wi-Fi», – сказал по этому поводу председатель совета директоров British Telecom Майкл Рейк.

В Петербурге с прошлого года сети общепита тоже стали устанавливать хот-споты в своих заведениях. Наиболее активны «Кофе-Хауз», «Шоколадница», «Идеальная чашка» – почти во всех кофейнях этих сетей уже есть точки беспроводного доступа в интернет. Обеспечивают услугу разные операторы («Простор Телеком», «ПетерСтар» и «Голден Телеком»), но везде она платная – доступ стоит около 100 рублей в час. Бесплатная модель была отвергнута изначально, а компромиссная не нашла понимания в силу необходимости целенаправленно и последовательно управлять такого рода проектом, на что в условиях обостренной конкуренции, видимо, просто не хватило времени и сил. В результате Wi-Fi в сетях устанавливается без какой-либо стратегии: ставится точка доступа, которая живет своей жизнью, ее развитие практически никак не стимулируется владельцами заведений.

Бесплатно не работаем

Бесплатная модель вообще не получила распространения в городе. Предполагается, что при таком подходе заведение берет на себя оплату доступа в интернет для своих посетителей. Бесплатный Wi-Fi-доступ может стать важным стимулом посетить кафе или ресторан. С другой стороны, вполне закономерно, что многие заведения опасаются ситуации, когда часть клиентов начинает приходить только с целью выхода в интернет, следовательно, их расходы на основные услуги минимальны. «Некоторые кафе, с которыми мы сотрудничаем, предоставляют услуги Wi-Fi-доступа бесплатно, но результат не всегда оправдывает ожидания, поскольку такое заведение рискует отчасти превратиться в бесплатное интернет-кафе», – подтверждает менеджер проекта Quantum Wi-Fi Игорь Гаврилов.

В Москве локомотивом бесплатного Wi-Fi-доступа стал проект «Яндекс.Wi-Fi». Между компанией «Яндекс» и кафе или рестораном заключается договор, по условиям которого последние на своей территории предоставляют возможность бесплатного выхода в сеть по технологии Wi-Fi. А «Яндекс» использует свои мощные информационные и маркетинговые возможности для продвижения заведения и услуги. В столице у «Яндекса» сейчас более 200 хот-спотов, в Петербурге – чуть больше десятка. Низкие показатели во многом обусловлены низкой активностью самой компании на петербургском рынке, она сконцентрировала свои усилия главным образом в Москве. В целом, уверен директор по развитию бизнеса компании ArtCommunications Виктор Максимов, бесплатный Wi-Fi актуален только на этапе популяризации услуги, а дальше сети могут развиваться на условиях полноценного коммерческого использования. Другой вопрос, что отказываться от популяризации технологии, видимо, еще рано: по данным операторов, в Петербурге Wi-Fi хотя бы несколько раз в месяц используют только около 30% владельцев ноутбуков.

Чистый город

Еще противоречивее идет развитие общегородских сетей Wi-Fi. Ряд заявленных проектов либо остановлен совсем, либо заморожен. Так, прекратил развитие проект по созданию сети общегородского масштаба Wi-Fi-Mix компании «Радионет». Как заявляют представители оператора, «по ряду организационных причин проект замер, но он не закрыт». Wi-Fi-Mix стартовал осенью прошлого года с громкими заявлениями о намерениях построить в Петербурге сеть Wi-Fi городского масштаба с бесплатным доступом. После запуска первых двух точек проект прирос еще двумя, и с тех пор их количество не увеличивается. Другой оператор – TiERA – объявил недавно о начале установки Wi-Fi в городских садах и парках, однако пока ограничился одним садом и перспективы дальнейшего развития сети оценивает осторожно. Как говорит руководитель проекта Валерий Стрельцов, компания запустила садовый Wi-Fi не ради прибыли, а для демонстрации собственных возможностей, так что целенаправленной масштабной экспансии беспроводной технологии в городские парки, видимо, ожидать не стоит.

Развитие общегородского уличного Wi-Fi-доступа (независимо от того, платный он или бесплатный) ограничено объективными обстоятельствами. «Распространение уличного Wi-Fi сдерживается в первую очередь тем, что ноутбуки неудобны для использования на улице. Они чувствительны к погодным условиям (дождь, мороз, солнце), дороги и могут стать добычей грабителей. Многие слишком тяжелы, чтобы с ними было комфортно гулять», – говорит Игорь Гаврилов.

Действительно, главными пользователями технологии операторы видели владельцев ноутбуков, число которых постоянно росло. Безусловно, ключевое качество ноутбука – мобильность. С портативным компьютером можно работать и дома, и в гостях, и на работе, и на улице. Однако стоит учитывать, что мобильность ноутбуков несколько преувеличена. Ежедневно таскать лэптоп по городу вы не будете (разве что первый месяц после покупки): это дорогая аппаратура, все-таки что-то она весит, оставлять ее без присмотра страшно, а мест для работы не так уж и много (если, конечно, вы не исследователь и не ходите каждый день в библиотеку). Средний пользователь выносит ноутбук из дома лишь в случае необходимости. А случаи такие бывают не очень часто. В результате мобильность ограничивается переносом компьютера с рабочего стола на диван, а с дивана – на кровать. По исследованиям компании Strategy Analytics, реально мобильность используют чуть менее половины владельцев ноутбуков, но они не могут обеспечить масштабный спрос на Wi-Fi.

Куда смотреть

Тем не менее у петербургского Wi-Fi есть шансы преодолеть застой. Чтобы услуга стала массовой, необходимы значительные инвестиции и внедрение новой модели ее развития. Здесь показателен опыт Москвы, где успех рынка беспроводного доступа в первую очередь связан с проектом Golden Wi-Fi компании Golden Telecom. Сегодня в рамках этого проекта, запущенного в конце прошлого года, на территории Москвы развернуто около 6,7 тыс. точек беспроводного доступа Wi-Fi. При этом количество зарегистрированных пользователей сети, по заявлению оператора, уже превысило 50 тыс. человек. Благодаря масштабам сети сейчас Golden Wi-Fi фактически конкурирует в сегменте частных пользователей с традиционными провайдерами, например с ADSL-операторами и домашними сетями. Очевидно, такое предложение было бы актуально и для Петербурга.

Стоимость инвестиций Golden Telecom в московский Wi-Fi-проект составила около 20 млн долларов. В Петербурге развитие сети аналогичного масштаба будет стоить около 10 млн долларов. Не исключено, что первым инвестором в общегородскую петербургскую сеть Wi-Fi-доступа для домашних пользователей станет та же компания Golden Telecom: решение о региональной экспансии будет принято по результатам работы столичного проекта в течение года. Пока же оператор застолбил место на этом рынке, устанавливая хот-споты в петербургских кофейнях сети «Кофе-Хауз».

Повлиять на доступность Wi-Fi могут и сотовые операторы. Как говорит генеральный директор компании «Вэб Плас» (с недавнего времени этот лидер петербургского рынка ADSL-доступа тоже развивает Wi-Fi-проект) Андрей Ширенко, всплеск интереса к технологии может произойти, когда мобильные операторы организуют возможность оплаты Wi-Fi-доступа в интернет через сотовые телефоны. Во всяком случае, в Европе работает именно такая модель. Уже сейчас в Петербурге по этой схеме поддерживает свою небольшую сеть Wi-Fi-доступа компания «МегаФон Северо-Запад».

Не должна поставить крест на Wi-Fi и эволюционная технология Wi-Max (большие скорости и большая зона одной точки доступа). Обе технологии будут развиваться параллельно, но в настоящее время массовый рынок настроен на Wi-Fi: ноутбуки и карманные компьютеры в большинстве своем поддерживают именно эту технологию.  

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №24 (326) 25 июня 2007
    Нацпроект
    Содержание:
    Оглянувшись окрест

    Национальный проект «Развитие АПК» идет по верному пути стимулирования эффективного производителя. Но без нарастающей всесторонней поддержки государства вывести сельское хозяйство из кризиса и повысить его конкурентоспособность до мирового уровня не удастся

    Реклама