Тонкая штучка

Русский бизнес
Москва, 02.07.2007
«Эксперт Северо-Запад» №25 (327)
Компания «Снежинка» возрождает традиции вологодского кружевоплетения

Стук тоненьких деревянных палочек похож на звяканье столовой посуды. Поэтому в производственных помещениях вологодской кружевной компании «Снежинка» такой звуковой фон, словно кружевницы здесь не работают, а безостановочно обедают. За восемь часов «обеда» рождается изделие размером с ладонь. «Если вещь объемная, не салфетка или воротник, которые умещаются на подушке, то ее выполняют по частям несколько мастериц, – знакомит с технологическими секретами начальник цеха кружевоплетения Ангелина Гамина. – Вот сейчас, например, таким образом плетется пелерина. 160 часов занимает изготовление спинки, по 87 часов отводится на каждую из полочек, потом все части аккуратно сшивают. Практически целый месяц у двух девочек на нее уходит».

Без контрафакта

Изготовление настоящих ручных кружев мало изменилось за последние 300 лет: все та же деревянная подставка, набитая соломой подушка, рисунок, нанесенный на картон, и коклюшки. Сидит себе мастерица, быстро-быстро перекладывает коклюшки с намотанными на них нитками, булавки в картонный сколок втыкает одну за другой – а под ее руками постепенно прорастают сказочные птицы, узорчатые решетки, звездочки, цветы.

Возраст почти всех «девочек» ближе к 45-50 годам. У каждой со «Снежинкой» связана большая часть жизни, если учесть обязательную учебу в местной кузнице кружевниц, ГПТУ №15. Чтобы пересчитать молодые лица, хватит пальцев одной руки. «У нас как раз сейчас на практике группа из училища, думаем, что три-четыре практикантки останутся. Места есть, работа сдельно-премиальная: сколько наработал, все твое. Правда, заработок очень сильно зависит от скоростных навыков», – говорит Гамина.

При любых скоростных навыках миллионов тут явно не заработаешь. Каждое изделие настолько уникально, что уместнее именовать его произведением, но розничные цены в сравнении с трудозатратами невысоки. Пелеринка, над которой кружевнице приходится корпеть не меньше 350 часов, в фирменном магазине предприятия стоит 35 тыс. рублей, манто до пят, требующее почти 1 тыс. часов труда – 65 тыс. рублей. Скатерть размером 265 на 185 см плетут свыше 2 тыс. часов, а покупателю подобный эксклюзив обходится в 105 тыс. рублей. Неудивительно, что кружевоплетение относится к числу производств с ничтожно низкой долей контрафактной продукции.

Собственно, и само производство в фабричном масштабе сохранилось сегодня лишь в Вологодской и Липецкой областях, хотя традиции кружевоплетения в нашей стране не менее богатые, чем в Западной Европе. Еще в конце XVIII века в России существовало множество ремесленных центров, для которых была характерна своя стилистика рисунка изделий, орнаменты, техника исполнения. Различали, в частности, кружево вологодское, елецкое, мценское, киришское, вятское, рязанское.

Сейчас в бывших российских центрах кружевоплетения пытаются возрождать этот старинный промысел. «Не так давно прошел второй Всероссийский конкурс мастеров кружевоплетения, собравший мастериц из нашей Вологодской области, а также Липецкой, Рязанской, Орловской, Кировской, Ленинградской, Московской областей, Республики Марий Эл. Конкурс показал, что в этом промысле пока работают в основном мастера-одиночки, – говорит Ольга Андреева, главный консультант департамента экономики правительства Вологодской области, секретарь областного художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам. – А коллективное творчество в нынешних экономических условиях все-таки жизнеспособнее».

На качелях

Ольга Андреева прежде всего имеет в виду возможность предприятия аккумулировать значительный творческий потенциал, привлекая для художественного руководства и технологического контроля лучших художников, маркетологов, прочих специалистов.

В ЗАО «Вологодская кружевная фирма „Снежинка“» работает 170 кружевниц, в том числе 100 надомниц, проживающих в районах традиционного кружевоплетения. Все они высококвалифицированные мастерицы, о чем свидетельствуют более 200 орденов, медалей, дипломов и почетных грамот, полученных вологодским предприятием. Но каждой в отдельности вряд ли по силам противостоять быстротечной моде. Ведь у любого промысла есть периоды взлета и периоды, когда общественный интерес к нему затухает. Поэтому нужно постоянно держать руку на пульсе. Пошла мода на русские усадьбы – значит, время переходить на крупные штучные изделия: скатерти, накидки, покрывала, занавески. Потянулись вчерашние атеисты в церковь – пора приниматься за венчальные наряды, крестильные комплекты. Никто не будет носить даже очень красивые чепцы, в которых щеголяли наши бабушки; хочешь кормиться своим ремеслом – придумай что-то свеженькое, актуальное.

Отход от канона – явление для народных промыслов естественное, более того, в рыночных реалиях неизбежное. Сегодня в ассортименте «Снежинки» свыше 500 наименований изделий, значительную часть которых прежде не делали. Фирма наладила выпуск женской одежды, изделий с традиционным вологодским кружевом для украшения интерьера, укомплектовав лабораторию специалистов по моделированию, конструированию и пошиву одежды.

В угоду моде меняется даже цветовая палитра вологодского кружева: она становится ярче, сложнее. «Москвичи очень полюбили плетение, в котором белый хлопок сочетается с синим шелком, получается эффект заснеженной, сказочной русской зимы, – говорит Ангелина Гамина. – Недавно стали добавлять суровую серую нить в черный натуральный хлопок. Прежде так не делали, хотя и сами теперь удивляемся, почему. Очень уж красивое сочетание. Черный цвет и сам-то по себе хорош, а серая нитка придает ему бархатистость, изысканный, дорогой вид. Еще одно очень интересное и свежее, на наш взгляд, сочетание – серый лен и дымчато-голубоватый шелк».

Все впереди

Насколько деликатно удается интерпретировать традицию, учитывая вкусы нарождающейся в России прослойки состоятельных ценителей, – вопрос особый. У вологодской «Снежинки» это получается. Ей охотно заказывают тематические панно к юбилейным и памятным датам, ее изделиями радуют себя известные личности. «Многие считают, что наши кружевные изделия – это скорее подарочная, сувенирная продукция. А я убежден, что это продукция для человека, который ценит и уважает свои корни, который вполне органично чувствует себя в окружении подобных вещей», – говорит Сергей Агапов, генеральный директор ЗАО «Вологодская кружевная фирма „Снежинка“».

По его словам, в ближайшие два года фирме предстоит основательно модернизировать системы управления, маркетинга, продаж. Логика главной вологодской «кружевницы» проста – любое дело должно приносить прибыль, а у хозяйства, вверенного Агапову, рентабельность в данный момент нулевая. «Наши изделия должны стать предметами быта, – говорит генеральный директор. – Красивой, уникальной, абсолютно незаменимой вещью. Пока этого не произойдет, наш проект не будет коммерчески успешным».

На реализацию проекта Сергей Агапов отводит не более двух лет. Самое сложное, с его точки зрения, – сформировать полноценную клиентскую базу, чтобы стабильно и эффективно работать с розничными покупателями. Надо использовать весь спектр возможных аргументов, от «настоящие патриоты своей страны ходят только в кружевных пелеринах» до «отделка из ручных кружев полезна для здоровья и способствует стабилизации веса».

«Проблема в том, что пока нет постоянства. Мы изготовили определенное количество изделий, они могут разойтись за полчаса или пролежать на складе, условно говоря, полгода. Клиентская база вообще-то создается не сразу, а с нашим клиентом нужно вести только личностную, индивидуальную работу. Образно говоря, сотрудничать с теми, кто разделяет философию нашего предприятия, любит нашу продукцию и ощущает ее неповторимость. А такая индивидуальная работа требует колоссального времени и сил», – говорит Агапов.

Возможно, именно по этой причине компания не склонна пока осваивать зарубежные рынки сбыта, хотя вологодское кружево – достаточно известный в Европе бренд благодаря многолетнему участию «Снежинки» в международных выставках и ее многочисленным победам. «Чтобы выходить за границу, нужно хорошо представлять себе особенности тамошнего менталитета и учитывать его. Мы же сейчас лишены такой возможности. Да, у нас случаются иностранные заказы, например из Италии, но это заказы наших бывших соотечественников. Я считаю, что надо сначала прорабатывать внутренние рынки, российские, и делать ставку на них, – говорит Агапов. – Благо ситуация в стране благоприятная – в последнее время официальная идеология явно склоняется к возрождению в россиянах патриотического духа». 

Вологда – Санкт-Петербург

Отход от канона – явление для народных промыслов естественное, более того, в рыночных реалиях неизбежное. Насколько деликатно удается интерпретировать традицию, учитывая вкусы нарождающейся в России прослойки состоятельных ценителей, – вопрос особый

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№25 (327) 2 июля 2007
Охота-центр
Содержание:
Совет и пустота

Обсуждение проекта «Охта-центр» на Градостроительном совете Санкт-Петербурга предполагало интригу и полярность мнений. При этом его итог был предсказуемым

Реклама