После фактической ликвидации выборности губернаторов многие россияне впали в уныние: теперь губернаторы будут работать на своего единственного избирателя, а о населении забудут. Но президент Владимир Путин в очередной раз всех удивил – на днях он подписал указ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», которым установил механизм оценки деятельности властей субъектов РФ (читай – губернаторов) на основе формальных публичных показателей. Их конкретный перечень (включает 43 позиции, которые предполагается к 1 августа дополнить новыми) содержится в приложении к указу. Эти показатели практически полностью ориентированы на реальные нужды населения.
Этот шаг президента можно, конечно, критиковать. И за то, что такой указ надо было издать не сейчас, а одновременно с ликвидацией выборности губернаторов. И за то, что показатели, призванные обеспечить нужды граждан, следовало предварительно с этими гражданами обсудить (например, провести референдум). И за сомнительность некоторых показателей (например, удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом или количество экземпляров библиотечного фонда). Но в любом случае Путину следует сказать спасибо за то, что он этот указ подписал. Потому что польза от него, вероятно, будет. Приведу только главные аргументы в защиту такого такого предположения.
Во-первых, указ устанавливает процедуру реализации замысла – четко регламентирует порядок сбора данных от регионов в разрезе показателей, предусматривает срок (до 1 августа) разработки методики по оценке их выполнения губернаторами и даже форму докладов в специальную комиссию. Все это делает указ вполне работоспособным. Во-вторых, перечень помимо неразумных (я их рассматривать не буду) содержит удивительно адекватные показатели с точки зрения интересов общества.
Например, людям нужно доступное жилье. Известно, почему этого нет (не самого жилья, а именно его доступности), – набор причин описывал в том числе и наш журнал. И в перечне помимо прямого показателя (номер 20 – отношение средней цены одного квадратного метра к среднедушевым доходам местного населения) есть такие, которые призваны эти причины устранять. Например, показатель 24 – время от подачи заявки на предоставление земельного участка для строительства до получения разрешения на строительство. Или показатель 25 – заявленная мощность, которая не была удовлетворена в связи с отсутствием технической возможности технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства. О значении этих показателей для рынка жилья можно написать целый роман, и мы неоднократно объясняли, что именно эти факторы (наряду с некоторыми другими) больше всего тормозят рост рынка и снижение стоимости жилья (см., например, «Рецепт доступности», «Эксперт С-З» №20 от 28 мая 2007 года).
Аналогичные достоинства имеют показатели и в некоторых других сферах (но, к сожалению, не во всех). Например, за прогресс в реформе ЖКХ губернаторы не смогут теперь отчитываться количеством жилых домов, переданных в обслуживание по конкурсу (что в Петербурге, например, привело к легитимизации административного закрепления жилых домов за «своими» компаниями – Жилкомсервисами). Президент Путин будет смотреть лишь на долю домов, в которых собственники выбрали способ управления и, что не менее важно, реализуют его (а значит, власти не смогут продолжать препятствовать инициативным жильцам). Люди, знакомые с ситуацией в ЖКХ, подтвердят, что президентский показатель бьет не в бровь, а в глаз. Подобным образом можно оценить и показатель 30, характеризующий развитие малого предпринимательства в регионе не по объему его господдержки и даже не по росту числа малых предприятий, а по доле прозведенной ими продукции в общем объеме ВРП. Путинский указ поможет модернизировать и инвестиционный рейтинг регионов, который до сих пор составлялся в зависимости от общего объема привлеченных в регион средств, – такого показателя в перечне нет вообще. Зато есть требование к объему инвестиций в расчете на одного человека, причем не любых инвестиций, а только в основной капитал. То есть никакие банковские кредиты или портфельные инвестиции (покупка акций региональных компаний) не помогут губернаторам компенсировать недоработки в привлечении реальных производителей.
Мы, разумеется, не столь наивны, чтобы вообразить, что все губернаторы сейчас бросятся доводить показатели до требуемых значений (которые определит будущая методика) из опасения, что без этого их не назначат на новый срок или снимут в середине срока как утративших доверие. Для таких губернаторов, как Валентина Матвиенко или Александр Хлопонин, личные отношения с Владимиром Путиным вообще гораздо важнее любых показателей. Но для карьеры абсолютного большинства глав регионов, не имеющих таких связей, эти показатели, несомненно, будут иметь огромное значение. Да даже и для таких, как Матвиенко и Хлопонин, ибо указ Путина запустил административную машину, которая в силу бюрократической логики будет выдавать оценки развития регионов невзирая на лица и обстоятельства. Эти оценки для разных губернаторов можно, конечно, использовать по-разному, но машина будет автоматически накапливать информацию, формируя досье на губернаторов. И кто знает, как повернется фортуна: глядишь, президент сменится, а с новым уже будут другие отношения, и роль досье может существенно возрасти в силу его главных достоинств – объективности и очевидной разумности (по крайней мере по некоторым позициям). И этот дамоклов меч будет побуждать каждого губернатора помимо пиара заниматься еще и полезным для народа делом. Причем не просто в важных для граждан сферах, а в правильных направлениях, то есть решать ключевые проблемы.
Указ Путина – это своего рода конституция для губернаторов – основной закон, регулирующий их деятельность. Он написан в нашу пользу. И, может быть, пока чиновники не придумали, как его нейтрализовать, они что-то полезное для нас все же успеют сделать.