Соблазн волюнтаризма

Парадигма «ручного управления», провозглашенная губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко, – это, по сути, капитуляция Смольного в борьбе с порочной бюрократической системой

«В моем доме попрошу не выражаться!» – возмущался персонаж культовой комедии в ответ на ругательство «волюнтаризм». Понятие «волюнтаризм» – негативный политический ярлык для первых послехрущевских лет – реабилитируется, по крайней мере в Санкт-Петербурге. Судя по стилю принятия многих решений губернатором Валентиной Матвиенко, волюнтаризм становится все более востребованным и актуальным управленческим инструментом. Говорю об этом почти без иронии, скорее с сочувствием. Могу, в общем-то, представить, как сложно градоначальнику добиваться управленческого эффекта и внятных результатов работы бюрократической машины в условиях, которые системно этому не благоприятствуют.

Городские власти во многом благодаря личной энергии и менеджерскому темпераменту Валентины Матвиенко декларируют ставку на высокую динамику развития города, на амбициозность проектов, которых запускается все больше. Но имеющийся управленческий инструментарий безнадежно отстает от потребностей политики губернатора.

Это выражается, с одной стороны, в несовершенстве структуры администрации, в искусственном разделении «сфер влияния» и, как следствие, дублировании функций различными подразделениями. Естественно, попутно нагромождаются подведомственные фактически «кормушечные» ГУП и ГУ, которые занимаются зачастую одним и тем же. Например, сопровождением и консалтингом инвестиционных проектов, чем параллельно занят ряд структур во главе с ключевыми вице-губернаторами. При этом можно понять неформальные объяснения, что структура экономического блока Смольного обусловлена потребностью соблюдать некий баланс влиятельных бизнес-групп. Хотя это вряд ли нормально с позиций частного бизнеса, вынужденного в каждом конкретном случае подстраиваться под административные структуры, замкнутые на разных вице-губернаторов.

С другой стороны, ситуация усугубляется дефективностью системы нормативного регулирования на уровне города, что приводит в итоге к отсутствию правил игры, понятных и отвечающих интересам подавляющей части бизнеса. И если поменять расклад топ-менеджеров Смольного, как говорят знающие люди, подчас не может даже Матвиенко, то следует стремиться оптимизировать хотя бы административные процедуры, алгоритмы принятия решений.

Парадигма «ручного управления», провозглашенная Матвиенко, – это, по сути, признание в бессилии изменить базовые параметры бюрократической системы. Хотя само «ручное управление», конечно, серьезно облегчает участь десятка крупных стратегических инвесторов. Валентина Матвиенко создала для них «одно окно» под своим личным управлением. В сущности, это государство в государстве – административная машина, существующая параллельно с традиционной и, конечно, гораздо более эффективная. В последнее время губернатор пытается расширить сферу деятельности своего «окна» за счет программ развития городской инфраструктуры.

На недавнем заседании правительства утверждали Генеральную схему электроснабжения города. В какой-то момент речь зашла о том, что в ближайшее время потребуется предоставить два десятка земельных участков для строительства подстанций (предусмотренных соглашением Смольного с РАО «ЕЭС России»). И Матвиенко заявила, что эти участки следует выделять «пакетом», фактически в обход установленных процедур: «Если мы каждый участок земли два года будем оформлять, то эта программа окажется никому не нужна. Мы работаем в форсмажорном режиме. Я беру ответственность на себя».

Подобные ситуации возникали очень часто и раньше, в ходе реализации стратегических проектов. Так, на 9,3 млн долларов была сокращена арендная плата за землю в период проведения изыскательских работ для структуры Группы «Синтез», строящей Юго-Западную ТЭЦ. По прямому указанию губернатора были смягчены условия для УК «Морской фасад» по арендной плате за намываемую территорию на Васильевском острове. На возражения подчиненных губернатор обычно реагировала бурно – обвиняла чиновников в профессиональной «импотенции» и смело заявляла: «Пусть меня вызывают в прокуратуру!».

Готовность градоначальника брать на себя ответственность при решении важных для города вопросов заслуживает уважения. Тем более что «ручное управление» Матвиенко, как правило, хорошо мотивировано (например, в случае с намывными территориями: действительно, абсурдно взимать аренду за землю, которой еще не существует в природе!). Но и в обыденной деловой практике должны действовать разумные, удобные для бизнеса нормы. Некоторые чиновники гордились тем, что при «ручном управлении» удалось чуть ли не за месяц пройти путь принятия постановления об изыскательских работах и постановления о проектировании и строительстве завода Bosch und Siemens Hausgerдte GmbH. Хотя у всех обычных инвесторов, у сотен строительных компаний на это уходит в лучшем случае около года. Насколько острой является для бизнеса проблема согласований, можно судить по тому, что даже Евгений Яцышин, управляющий директор Группы ЛСР, недавно чрезвычайно резко высказывался по этому поводу на совещании с участием губернатора в Смольном.

Федеральное законодательство оставляет регионам простор для совершенствования нормативной базы, в том числе регламентирующей деятельность в сфере строительства. Однако, несмотря на все разумные декларации руководителей Смольного и настойчивые призывы бизнеса, серьезной и комплексной работы по совершенствованию законодательства в Петербурге не ведется. Смольный заблокировал принятие ЗакСом Инвестиционного кодекса, разработанного еще три года назад депутатом Игорем Михайловым совместно с предпринимательскими объединениями. На полпути брошена работа по созданию механизмов, стимулирующих инвесторов заниматься расселением ветхого и аварийного жилья (прежде всего в центре города, а не только хрущевок). Беспомощность демонстрируют чиновники при выработке единого для всех регламента взаимодействия власти, владельцев гаражей и девелоперов. Уже на полтора года затягивается принятие, казалось бы, подготовленных Правил землепользования и застройки.

Наверное, действовать методами «ручного управления» в некоторых ситуациях проще (и эффектнее), чем заниматься формированием цивилизованных правил игры. Тем не менее по большому счету это тупиковый путь развития, не отвечающий реальным потребностям города.