Стальной конь страховую борозду не портит

Счастливые обладатели престижных подержанных иномарок приходят в уныние, пытаясь застраховать свое транспортное средство. Особо тяжелый случай – когда иномарка не только престижная, но и редкая

У российского автомобилиста, не обладающего возможностями олигарха, но желающего ездить с комфортом, выбор невелик. Он может приобрести новую иномарку низшей ценовой категории либо купить за сопоставимую сумму иностранную подержанную машину премиум-класса, но пяти-семилетней давности. Достоинство такого автомобиля – повышенный комфорт и престижность. Недостатки – отсутствие гарантийного обслуживания (ремонтировать авто придется за свой счет), а кроме того – высокие тарифы страховщиков по риску угона и ущерба (каско). Например, минимальный тариф на новый автомобиль составит 5% от цены машины, а для подержанного авто минимальная ставка начинается с 8%. Но чтобы застраховать автомобиль по такой ставке, придется побегать.

Страховщики выделяют несколько причин высокой стоимости страхования подержанных автомобилей. Главная из них – это дорогостоящий ремонт, хотя, как отмечают специалисты, владельцы автомобилей с пробегом реже попадают в аварии, чем их коллеги на новых кредитных авто.

«Для старых машин тарифы на 10-30% выше, чем для новых, из-за более высокой стоимости ремонта подержанного автомобиля, – объясняет начальник управления автострахования компании „Авеста“ Владимир Яковлев. – Рыночная стоимость таких автомобилей падает значительно быстрее, чем стоимость запасных частей, расходных материалов и ремонтных работ».

Еще одна из причин дорогого ремонта автомобилей заключается в том, что зачастую история машины доподлинно неизвестна. Не исключено, что этот автомобиль восстановлен после серьезной аварии и его технические характеристики не соответствуют нормам безопасности. А это повышает риск аварии и грозит осложнениями в случае ремонта на сертифицированных производителем станциях технического обслуживания, что, собственно, ведет к дополнительным расходам страховщика.

Редкий, дорогой

Не жалуют петербургские страховщики «экзотические» транспортные средства, особенно из Японии. «Компании, работающие в европейской части России, стараются свести к минимуму работу с автомобилями с расположением руля с правой стороны, – отмечает руководитель управления страхования автотранспорта страховой компании „Регион“ Алексей Ковязин. – Зачастую это связано с тем, что многие японские марки созданы исключительно для внутреннего рынка. Они имеют не только другие названия, но и запчасти, поэтому расходы на возмещение ущерба при дорожно-транспортном происшествии по договорам страхования на эти автомобили, как правило, больше, чем на те же модели, у которых руль расположен слева».

Общая закономерность такова: чем старше автомобиль и чем он реже встречается на рынке, тем дороже его застраховать. А если транспортное средство «отметило» десятилетие, то страховщики и вовсе не будут разговаривать с его владельцем. «У нас страховое возмещение происходит без учета износа и амортизации, до полного восстановительного ремонта, при этом расчет страховой премии происходит от действительной стоимости в момент принятия на страхование, – рассказывает начальник отдела страхования автотранспорта „ЭРГО-Русь“ Александр Антонов. – Учитывая, что через три-четыре года стоимость автомобиля порой в два раза ниже первоначальной, при сохранении тарифа компания недополучает прибыль. Поэтому в нашей компании не принимают риски на авто в возрасте старше семи лет».

Группа риска

В отличие от страховщиков, угонщики не брезгуют старыми автомобилями и угоняют их с такой же частотой, как и новые. «Самые рисковые марки, пользующиеся большим спросом у автоугонщиков, – это Audi, Mercedes, BMW, – перечисляет заместитель директора центра страхования автотранспорта страховой компании „Русский мир“ Сергей Емельянов. – Они вынесены в отдельную группу рисковых транспортных средств. Как правило, при заключении договора страхования обязательное требование для таких автомобилей – наличие спутниковой противоугонной системы».

В «Ренессанс страховании» говорят, что в группу риска в 2007 году попали Honda Accord, Honda CR-V, Mercedes Benz ML, Subaru (все модели), Toyota Land Cruiser, Rav 4, Camry, Lexus RХ300, RХ330 и 400H, VW Touareg, Mitsubishi Lancer, некоторые модели BMW и Audi, Nissan X-Trail. Обычно на все эти модели тарифы выше, независимо от возраста, чем на малопопулярные у воров Peugeot или Citroёn. Страховщики не любят машины из группы риска до такой степени, что зачастую ставят заградительные тарифы, составляющие чуть ли не половину стоимости машины. И общая тенденция такова, что желающих страховать подержанные машины становится все меньше. Так что тарифы будут только расти.

Как следствие, большинство подержанных автомобилей колесят по дорогам страны без страховок. Опрошенные корреспондентом «Эксперта С-З» страховщики подсчитали, что в Петербурге в среднем 15% застрахованного автопарка имеет возраст свыше трех лет, остальные 85% – новые автомобили на гарантии. При этом доля гарантийных автомобилей в автопарке Петербурга не превышает 40%.

Санкт-Петербург