Сити без менеджера

Великий Новгород не смог начать реорганизацию системы городского управления, затеянную Городской думой

В последний день лета стало ясно: конкурс на замещение вакансии сити-менеджера Великого Новгорода, объявленный 16 августа, провалился. На должность претендовал единственный кандидат – местный предприниматель Александр Никонов, тогда как по региональному закону необходимо не менее трех претендентов. Городская дума намерена объявить новый конкурс. Но высоки шансы, что процесс реформирования новгородского управления может увязнуть, не начавшись.

Мэр – отдельно, хозяйственник – отдельно

Принятый в прошлом году Устав Великого Новгорода радикально меняет структуру управления городом. Он отменяет прямые выборы мэра. Депутаты Городской думы решили избирать мэра из своего числа, а управленца-хозяйственника (на современном сленге – сити-менеджера) назначать на конкурсной основе.

Выборы мэра из числа депутатов намечены уже на конец сентября, чтобы синхронизировать окончание срока его полномочий с окончанием работы действующего законодательного органа в сентябре 2009 года. Однако с юридической точки зрения решение депутатов представляется небезупречным, ведь срок полномочий действующего мэра Николая Гражданкина истекает только в декабре 2007 года. Каким образом будет разрешен этот правовой казус, пока непонятно.

Параллельно Городская дума начала подготовку к найму управленца-хозяйственника. Но потенциальные претенденты воздержались от участия в конкурсе по нескольким причинам. Во-первых, областной закон, определяющий порядок назначения сити-менеджера, абсолютно заградительный, не оставляющий шансов практически никому из кандидатов. Во-вторых, неизвестно, как проголосуют горожане на готовящемся референдуме по вопросу о выборах мэра. Наконец, ситуация в регионе кардинально изменилась. После назначения губернатором Сергея Митина утратила смысл борьба за власть, которая велась между Городской думой и экс-губернатором Михаилом Прусаком и привела к решению реформировать систему городского управления.

Недостижимый идеал

Михаил Прусак выступал резко против отмены прямых выборов мэра столицы региона. Неудивительно, что новый Устав Великого Новгорода был зарегистрирован только с шестой попытки – после вмешательства Минюста и лично министра Владимира Устинова.

Но обходной маневр был изобретен – с подачи экс-губернатора принят областной закон, устанавливающий типовую форму контракта с будущим главой новгородской администрации. Михаил Прусак заявлял прямо, что этот закон не даст городским депутатам привести к власти «нужного человека», не позволит поднять еще одну волну политиканства, в котором утопает город, как и в криминале, прославившем Великий Новгород на всю страну. Согласно документу, сити-менеджер – это аполитичный человек не моложе 30 лет с образованием экономическим или финансовым, с опытом работы на высших или главных должностях муниципальной или государственной гражданской службы Новгородской области не менее трех лет либо с опытом руководства предприятием штатной численностью от 150 человек не менее пяти лет.

Заместитель председателя Городской думы Виктор Кузнецов считает, что закон о сити-менеджере писался по заказу Прусака под определенного человека. На пост городского управленца предусмотрительно закрыта дорога «варягу» – технарю, юристу, директору предприятия малого бизнеса. Если не внести изменения в областной закон (а Городская дума намерена инициировать этот процесс), конкурсы можно будет проводить бесконечно.

Вилами на воде

Еще один фактор, дестабилизирующий ситуацию, – грядущий референдум, проведение которого инициировали практически одновременно новгородские отделения «Единой России» и «Справедливой России». На референдуме жители города смогут выразить свое отношение к отмене прямых выборов мэра.

Кстати, в июле 2006 года референдум по судьбоносному вопросу уже проводился. Он благополучно провалился, собрав 4,5% голосов избирателей вместо положенных 50% и нанеся городской казне убыток в 5 млн рублей. Но колесо вновь запущено. Партийцы обеих инициативных групп смогли собрать по 10 тыс. подписей, признанных Горизбиркомом действительными. До 23 сентября Городская дума должна принять решение о назначении референдума. Предположительно, он будет проведен в декабре – одновременно с выборами в Государственную думу РФ.

Теоретически можно представить следующую ситуацию: народ проголосует за право выбирать мэра. Устав города придется в очередной раз менять. И хотя полный законотворческий цикл займет год-полтора, сити-менеджер (если таковой все же будет назначен) окажется без пяти минут безработным.

Фантастический нулевой

Оптимальным многие считают так называемый нулевой вариант развития событий. Его суть прокомментировал главный федеральный инспектор по Новгородской области Олег Онищенко: «Процесс обновления, который идет в региональной власти, предполагает такие же процессы и во власти городской. Как известно, в регионе с участием федеральных правоохранительных органов идет сложнейший процесс декриминализации общества. И было бы очень полезно, если бы депутаты Городской думы, которых горожане считают ставленниками организованных преступных группировок, сложили с себя полномочия». Однако новгородский политолог Александр Жуковский сомневается, что ситуация пойдет по нулевому варианту. Депутатам его уже предлагали – безрезультатно. «Остаться без мандатов, а значит уязвимыми для тех же правоохранительных органов, для них нет никакого резона», – считает Жуковский.  

Великий Новгород