Когда риск оправдан

Международный бизнес
Москва, 10.09.2007
«Эксперт Северо-Запад» №33 (335)
Датская компания Rockwool стала первым крупным иностранным игроком на российском рынке теплоизоляционных материалов. Стремясь удовлетворить растущий спрос, Rockwool собирается открыть третий завод по производству минеральной ваты в России

Знакомясь с Rockwool, невольно вспоминаешь почти забытые времена. В устах руководителей компании словосочетание «передовое предприятие», повторяемое на разных языках, не является анахронизмом, а характеризует теперешнее и будущее состояние производства и деловых отношений. Rockwool Russia издает корпоративную газету, стилем и оформлением напоминающую заводскую советскую многотиражку. Интервью с первыми лицами компании чередуются в ней с рассказами о жизни простых тружеников. Выжимки из годового отчета датского холдинга являются ориентирами для будущих трудовых свершений сотрудников российских «дочек». В газете можно также прочитать объявление о том, что проработавшим в компании десять лет будет оплачиваться путевка стоимостью до 1 тыс. долларов. Впрочем, есть и нововведения: каждый из работников компании может пользоваться интранетом – внутренней компьютерной сетью, где размещаются новости и присутствует электронный архив «многотиражки». Сотрудники, занятые на производстве и не имеющие персональных компьютеров, также не обделены вниманием – к их услугам отдельный терминал.

Если бы все работники Rockwool Russia владели английским и могли прочитать годовой отчет материнской компании, то им, вероятно, захотелось бы организовать на предприятии профсоюз. В Дании избранный представитель профорганизации делегируется в совет директоров. Следует отметить, что датские отраслевые профсоюзы недолюбливают Rockwool: наращивая производство в других странах, компания ликвидировала его в родном Хедехусене, сократив около 200 человек. Но скандинавского социализма меньше не стало: его ростки прижились на отдельно взятом российском предприятии.

Восточный экспресс

Генеральный директор Rockwool Russia Ник Винс рассказал корреспондентам «Эксперта С-З» о перспективах развития компании, ее конкурентных преимуществах и своих впечатлениях о России.

– Почему вы решили организовать производство в России?

– В Россию нас привлек очень большой и довольно динамично растущий рынок. Восточная Европа всегда была объектом нашего особого внимания. Мы достаточно быстро двигались в восточном направлении, как только представилась первая возможность, вышли на рынок Восточной Германии, затем Польши, Чехии и Венгрии. Открытие производства в России было логичным шагом в этом направлении. Нас привлекли блестящие перспективы для бизнеса и интересный рынок с огромным потенциалом. По тем временам подобное решение было почти авантюрой: каждый день в мире происходили какие-то перемены. Инвестиции в Восточную Европу, и особенно в Россию, такую непонятную страну, где постоянно все меняется, представлялись довольно рискованным предприятием, однако мы достигли здесь больших успехов. Мы рисковали, но много выиграли, решившись на риск, – стали первыми на этом рынке, и это дало нам значительное преимущество по сравнению с остальными игроками.

– Чем объяснялся выбор места для второго предприятия?

– Большинство компаний, начинающих бизнес в России, открывают представительства в Москве. Это верный шаг, но вести серьезный бизнес без Санкт-Петербурга и Северо-Запада невозможно. Выборг обладает тем преимуществом, что отсюда можно экспортировать продукцию на финский рынок и в другие страны Северной Европы.

Рынок и конкуренция

– Насколько справедливы оценки российского рынка, которые проводились в последнее время?

– Подобные оценки делать очень трудно. Я знаком с отчетами некоторых организаций и могу вам сказать, что все они неверные, даже наша статистика в них искажена. К разного рода цифрам надо относиться с определенной долей осторожности. По нашим оценкам, темпы роста российского рынка теплоизоляционных материалов за последние несколько лет превышают 20% в год. Рост объясняется прежде всего тем, что до сих пор российские стандарты изоляции зданий были очень низкими, сейчас они приближаются к западным. Экономика в целом активно развивается, ведется масштабное строительство и реконструкция старых зданий, увеличились требования к комфорту и затратам на содержание объектов, кроме того, растут цены на электроэнергию, хотя в целом они пока ниже, чем на Западе, и это заставляет задуматься об экономии энергии. Кроме того, растет «экологическое сознание». Все эти факторы положительно влияют на объем рынка.

– Какова доля Rockwool в России?

– Я не склонен делиться нашей оценкой, однако могу сказать, что позиции Rockwool на рынке очень сильны. Всю производимую нами продукцию можно разделить на ряд сегментов: энергетика, ТЭК, покрытия для крыш, фасады и прочее. Rockwool – единственная компания, которая активно работает во всех этих сегментах, занимая в некоторых особенно сильные позиции. В других сегментах мы менее сильны, но все равно находимся среди лидеров. Мы можем сказать, что являемся лидером рынка.

Оценки объемов рынка, контролируемых ведущими игроками, сильно расходятся, например доля Rockwool в разных исследованиях – от 9,5 до 25%

– Кто ваши конкуренты и в чем вы видите свое конкурентное преимущество?

– У нас много конкурентов, на российском рынке даже больше, чем в других странах, где мы работаем. Помимо транснациональных компаний нам приходится сталкиваться с большим числом российских производителей, некоторые из них не обладают технологиями и производственными мощностями, достаточными для того, чтобы составить нам серьезную конкуренцию. Но есть также несколько динамично и довольно агрессивно развивающихся российских компаний. В общем, конкуренция на рынке достаточно высокая.

У нас есть преимущество первого игрока на рынке. Мы первыми вышли на рынок минеральной ваты в России и создали здесь свой бренд. Главное наше преимущество – инновации и НИОКР. Во всех странах, где мы представлены, мы тратим огромные силы и средства на совершенствование своих продуктов и разработку новых технологий. Постоянные инновации помогают двигаться вперед, поскольку зачастую мы производим то, чего нет у других. Наконец, мы инвестируем в человеческий капитал. Мы серьезно финансируем развитие наших российских сотрудников. Стараемся выбрать лучших кандидатов, даем им лучшее образование, которое может дать международная компания, и это сильно отличает нас от конкурентов.

«Во всех странах, где представлена компания Rockwool, мы тратим огромные силы и средства на совершенствование наших продуктов и разработку новых технологий»

– Что бы вы пожелали другим датским компаниям, желающим работать на российском рынке?

– Прежде всего, надо здесь жить, дышать русским воздухом, чувствовать, что здесь происходит. На самом деле все совершенно не так, как описывают заголовки западной прессы. Конечно, сидя в Дании, принимать решения о значительных инвестициях в Россию невероятно трудно, так что абсолютно необходимо иметь здесь своих людей. Прежде чем инвестировать сотни миллионов евро в производство, надо все детально изучить и понять. Здесь высокие риски, но и высокие прибыли.

Дела в России делаются, мягко говоря, менее формально: мы время от времени сталкиваемся с коррупцией, но для себя раз и навсегда решили, что не будем в этом участвовать, и это не позволено ни одному из наших сотрудников в любой стране мира. Это цена, которую приходится платить. С другой стороны, Россия захватывает, она динамична, и в настоящее время бизнес здесь очень прибылен. Не стоит ожидать, что вам все принесут на блюдечке с голубой каемочкой, в жизни должно быть место сложностям, которые надо учиться преодолевать, чтобы получить хорошую отдачу.  

Санкт-Петербург

Навстречу потребителю

Rockwool является мировым лидером в производстве теплоизоляционных материалов на основе минеральной ваты из базальтовых пород.

Компания владеет 22 заводами в 14 странах Европы, Азии и Северной Америки, в ее штате более 8 тыс. сотрудников. Как сообщается в годовом отчете, в 2006 году объем продаж превысил 1,5 млрд евро, это на 15% больше, чем в 2005-м. Прибыль в 2006 году составила 127,5 млн евро против 77 млн в предыдущем, превысив уровень 12% от товарооборота. 80% продукции Rockwool продается в европейских странах, среди которых лидирует Германия (15%). Россия делит с Нидерландами 3-е и 4-е места, занимая 9% от объема продаж. Рост финансовых показателей компании связан в первую очередь с Восточной Европой: в 2006 году объем продаж здесь увеличился на 29% и достиг уровня в 322 млн евро. Согласно прогнозам Rockwool, продажи в 2007 году должны вырасти еще на 12%, причем наибольший рост ожидается в первом полугодии. Акции Rockwool котируются на Копенгагенской бирже, последние пять лет наблюдается устойчивый рост их рыночной стоимости.

Для удовлетворения растущего спроса компания собирается строить новые предприятия – объявлено, что в 2007 году их будет построено пять. Пока определены места для двух – в Польше и Канаде. «В периоды значительного роста очень часто возникает большой риск потерять ориентир и забыть о долговременных интересах. Мы постарались избежать этой ошибки, – писал в годовом отчете исполнительный директор компании Элко ван Хеел, – сейчас успешно реализуем стратегический план, который был заявлен нами в ноябре 2006 года. Мы обязаны сократить время доставки нашей продукции потребителю насколько это возможно. Мы уже многое сделали в этом направлении, но должны признать, что, как и другие производители, были обескуражены столь резким ростом спроса».

Rockwool в России

Датская компания хорошо знакома с российским рынком, поскольку начала поставки продукции в СССР 25 лет назад. В 1999 году Rockwool открыла первое производство в России, выкупив фабрику в подмосковном городе Железнодорожном. В мае 2006 года начал работать второй завод – в Выборге (инвестиции в проект составили примерно 50 млн евро). Оба завода построены при финансовом участии датского государственного Инвестиционного фонда для Центральной и Восточной Европы, которому сейчас принадлежит 22% акций компании Rockwool Russia. Как следует из годового отчета фонда, его финансовый вклад в постройку завода в Выборге составил около 15 млн евро в виде прямого участия и займа. Производственные и финансовые показатели завода в Выборге не разглашаются, но срок окупаемости подобных проектов, по данным Rockwool, три-четыре года.

В середине мая агентство Bloomberg объявило, что компания намерена построить в Татарстане новый завод на территории особой экономической зоны «Алабуга» в городе Елабуге. Стоимость проекта оценивается в 100 млн евро, из чего можно заключить, что по мощности елабужское производство будет примерно в два раза больше выборгского.

Спрос на вату растет

Как утверждает Rockwool, доля утеплителей из минеральной ваты в России составляет около 75% в общем объеме потребления теплоизоляционных материалов. Большим преимуществом продукции из базальтовых пород (называемой также каменной ватой) является высокая огнеупорность, она выдерживает температуры до 1500°С. Согласно прогнозам аналитиков рынка, доля теплоизоляционных материалов из каменной ваты будет ежегодно возрастать на 3-5%, а применение стекловаты, напротив, станет снижаться.

По данным агентства Discovery Research Group, исследовавшего рыночную конъюнктуру, Россия потребляет 4% всех производимых в мире теплоизоляционных материалов, мировой объем оценивается в 15-20 млрд евро. В натуральном выражении объем российского рынка составляет 17-18 млн кубометров, а к 2010 году достигнет 50-55 млн. Ежегодный рост российского рынка минеральной ваты, по оценкам Rockwool, составит не менее 20%. Помимо датчан на этом рынке сильные позиции занимают испанская компания «УРСА Евразия» (концерн Uralita Group) и французская Saint-Gobian Isover. Оценки объемов рынка, контролируемых ведущими игроками, сильно расходятся, например доля Rockwool в разных исследованиях – от 9,5 до 25%. Эксперты сходятся в том, что тройка лидеров контролирует примерно 70% российского рынка. С ними конкурируют финская компания Paroc, объявившая о намерении построить большой завод в Новгородской области, а также российские компании «ТехноНиколь», «Пеноплэкс» и «Минплита».

Новости партнеров

Реклама