Когда риск оправдан

Датская компания Rockwool стала первым крупным иностранным игроком на российском рынке теплоизоляционных материалов. Стремясь удовлетворить растущий спрос, Rockwool собирается открыть третий завод по производству минеральной ваты в России

Знакомясь с Rockwool, невольно вспоминаешь почти забытые времена. В устах руководителей компании словосочетание «передовое предприятие», повторяемое на разных языках, не является анахронизмом, а характеризует теперешнее и будущее состояние производства и деловых отношений. Rockwool Russia издает корпоративную газету, стилем и оформлением напоминающую заводскую советскую многотиражку. Интервью с первыми лицами компании чередуются в ней с рассказами о жизни простых тружеников. Выжимки из годового отчета датского холдинга являются ориентирами для будущих трудовых свершений сотрудников российских «дочек». В газете можно также прочитать объявление о том, что проработавшим в компании десять лет будет оплачиваться путевка стоимостью до 1 тыс. долларов. Впрочем, есть и нововведения: каждый из работников компании может пользоваться интранетом – внутренней компьютерной сетью, где размещаются новости и присутствует электронный архив «многотиражки». Сотрудники, занятые на производстве и не имеющие персональных компьютеров, также не обделены вниманием – к их услугам отдельный терминал.

Если бы все работники Rockwool Russia владели английским и могли прочитать годовой отчет материнской компании, то им, вероятно, захотелось бы организовать на предприятии профсоюз. В Дании избранный представитель профорганизации делегируется в совет директоров. Следует отметить, что датские отраслевые профсоюзы недолюбливают Rockwool: наращивая производство в других странах, компания ликвидировала его в родном Хедехусене, сократив около 200 человек. Но скандинавского социализма меньше не стало: его ростки прижились на отдельно взятом российском предприятии.

Восточный экспресс

Генеральный директор Rockwool Russia Ник Винс рассказал корреспондентам «Эксперта С-З» о перспективах развития компании, ее конкурентных преимуществах и своих впечатлениях о России.

– Почему вы решили организовать производство в России?

– В Россию нас привлек очень большой и довольно динамично растущий рынок. Восточная Европа всегда была объектом нашего особого внимания. Мы достаточно быстро двигались в восточном направлении, как только представилась первая возможность, вышли на рынок Восточной Германии, затем Польши, Чехии и Венгрии. Открытие производства в России было логичным шагом в этом направлении. Нас привлекли блестящие перспективы для бизнеса и интересный рынок с огромным потенциалом. По тем временам подобное решение было почти авантюрой: каждый день в мире происходили какие-то перемены. Инвестиции в Восточную Европу, и особенно в Россию, такую непонятную страну, где постоянно все меняется, представлялись довольно рискованным предприятием, однако мы достигли здесь больших успехов. Мы рисковали, но много выиграли, решившись на риск, – стали первыми на этом рынке, и это дало нам значительное преимущество по сравнению с остальными игроками.

– Чем объяснялся выбор места для второго предприятия?

– Большинство компаний, начинающих бизнес в России, открывают представительства в Москве. Это верный шаг, но вести серьезный бизнес без Санкт-Петербурга и Северо-Запада невозможно. Выборг обладает тем преимуществом, что отсюда можно экспортировать продукцию на финский рынок и в другие страны Северной Европы.

Рынок и конкуренция

– Насколько справедливы оценки российского рынка, которые проводились в последнее время?

– Подобные оценки делать очень трудно. Я знаком с отчетами некоторых организаций и могу вам сказать, что все они неверные, даже наша статистика в них искажена. К разного рода цифрам надо относиться с определенной долей осторожности. По нашим оценкам, темпы роста российского рынка теплоизоляционных материалов за последние несколько лет превышают 20% в год. Рост объясняется прежде всего тем, что до сих пор российские стандарты изоляции зданий были очень низкими, сейчас они приближаются к западным. Экономика в целом активно развивается, ведется масштабное строительство и реконструкция старых зданий, увеличились требования к комфорту и затратам на содержание объектов, кроме того, растут цены на электроэнергию, хотя в целом они пока ниже, чем на Западе, и это заставляет задуматься об экономии энергии. Кроме того, растет «экологическое сознание». Все эти факторы положительно влияют на объем рынка.

– Какова доля Rockwool в России?

– Я не склонен делиться нашей оценкой, однако могу сказать, что позиции Rockwool на рынке очень сильны. Всю производимую нами продукцию можно разделить на ряд сегментов: энергетика, ТЭК, покрытия для крыш, фасады и прочее. Rockwool – единственная компания, которая активно работает во всех этих сегментах, занимая в некоторых особенно сильные позиции. В других сегментах мы менее сильны, но все равно находимся среди лидеров. Мы можем сказать, что являемся лидером рынка.

Оценки объемов рынка, контролируемых ведущими игроками, сильно расходятся, например доля Rockwool в разных исследованиях – от 9,5 до 25%

– Кто ваши конкуренты и в чем вы видите свое конкурентное преимущество?

– У нас много конкурентов, на российском рынке даже больше, чем в других странах, где мы работаем. Помимо транснациональных компаний нам приходится сталкиваться с большим числом российских производителей, некоторые из них не обладают технологиями и производственными мощностями, достаточными для того, чтобы составить нам серьезную конкуренцию. Но есть также несколько динамично и довольно агрессивно развивающихся российских компаний. В общем, конкуренция на рынке достаточно высокая.

 pic_text1

У нас есть преимущество первого игрока на рынке. Мы первыми вышли на рынок минеральной ваты в России и создали здесь свой бренд. Главное наше преимущество – инновации и НИОКР. Во всех странах, где мы представлены, мы тратим огромные силы и средства на совершенствование своих продуктов и разработку новых технологий. Постоянные инновации помогают двигаться вперед, поскольку зачастую мы производим то, чего нет у других. Наконец, мы инвестируем в человеческий капитал. Мы серьезно финансируем развитие наших российских сотрудников. Стараемся выбрать лучших кандидатов, даем им лучшее образование, которое может дать международная компания, и это сильно отличает нас от конкурентов.

«Во всех странах, где представлена компания Rockwool, мы тратим огромные силы и средства на совершенствование наших продуктов и разработку новых технологий»

– Что бы вы пожелали другим датским компаниям, желающим работать на российском рынке?

– Прежде всего, надо здесь жить, дышать русским воздухом, чувствовать, что здесь происходит. На самом деле все совершенно не так, как описывают заголовки западной прессы. Конечно, сидя в Дании, принимать решения о значительных инвестициях в Россию невероятно трудно, так что абсолютно необходимо иметь здесь своих людей. Прежде чем инвестировать сотни миллионов евро в производство, надо все детально изучить и понять. Здесь высокие риски, но и высокие прибыли.

Дела в России делаются, мягко говоря, менее формально: мы время от времени сталкиваемся с коррупцией, но для себя раз и навсегда решили, что не будем в этом участвовать, и это не позволено ни одному из наших сотрудников в любой стране мира. Это цена, которую приходится платить. С другой стороны, Россия захватывает, она динамична, и в настоящее время бизнес здесь очень прибылен. Не стоит ожидать, что вам все принесут на блюдечке с голубой каемочкой, в жизни должно быть место сложностям, которые надо учиться преодолевать, чтобы получить хорошую отдачу.  

Санкт-Петербург